Главная / Статьи / Логопедическая ритмика - что это?

Логопедическая ритмика - что это?

Возраст:
4 года - 6 лет
Тематика:
Спорт
Детская логоаэробика или логопедическая ритмика – это хороший способ превратить малыша-молчуна в тараторку, хороший потому, что мягко включает и тренирует все речевые центры. Представьте себе обычную гимнастику с потягиваниями и прыжками, чтение стихов вслух и дыхательные упражнения и когда все это делается под музыку и одновременно – это и будет логопедической ритмикой.

Изображение Логопедическая ритмика - что это? на Schoolofcare.ru!

Предназначены такие тренировки для детей с 2 до 10 лет. На каждом занятии обязательно используются разнообразные средства логопедической ритмики: это упражнения на координацию, развитие артикуляции, чувства темпа и ритма, а также счетные упражнения и речевые упражнения без музыки.

Тренировка полезна и для детей с задержкой развития речи или заиканием, и для общего развития любого ребенка. Основной принцип, на котором базируется логопедическая ритмика, - координация между произношением и моторикой.

Ходьба

Упражнения учат ребенка ориентироваться в пространстве, различать движения в правую и левую стороны, спиной вперед или лицом к центру круга.

Очень полезны упражнения по перешагиванию через предметы: палки, канат или кубики. Пять или шесть предметов раскладываются на расстоянии 35-40 см один от другого.

На следующем этапе подключается ходьба под звуковые сигналы – барабан, счет или ритмичные стихи.

Вот несколько стихов, чтобы вам не нужно было искать.

Лед да лед,
Лед да лед,
А по льду
Пингвин идет.
Скользкий лед,
Скользкий лед,
Но пингвин
Не упадет.

Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу.
Я ее не разбужу.

Тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук, тук.
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут,
Меня к мамочке ведут.

Важно, чтобы ритм менялся, это нужно, чтобы дети учились реагировать на звук. Развивает равновесие ходьба на носках и на пяточках, на внутренней и внешней сторонах ступни. К ней можно добавить движения рук – ходьба с руками вверх или руками на поясе.

Полезны упражнения, где слова совмещаются с развитием мелкой моторики

Упражнения для развития дыхания

Эти упражнения помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силу и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх - вниз, вверх - в стороны, вверх - на пояс, вверх - на голову), корпуса (вправо - влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).

Все звуки произносятся на выдохе.

Подняться на носки, руки потянуть вверх - вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук «с» или «ф», «х», затем гласные звуки, по отдельности и вместе. Гласные пропеваются в такой последовательности «у», «о», «а», «и». Потом гласные пропеваются вместе с согласными, затем ребенок произносит слова и простые фразы из 3-5 слов. Можете пение и произношение слов, обозначающих эмоции - Ах! Ох! Ух! Ой! Аи-аи-аи!

Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как подражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом.

Полезны упражнения, где слова совмещаются с развитием мелкой моторики. К примеру, «Тополиный пух».

Вы рассказывает, что ребенку надо представить начало лета, жаркий день и что вокруг него лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:

«Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?»

Упражнения для укрепления мышечного тонуса

Эти упражнения позволяют ребенку научиться управлять своими движениями, различать понятия «сильно» и «слабо», «тихо» и «громко».

Громкость звучания голоса или музыкальных инструментов можно обозначить шагами: на громкий звук ребенок идет на полных ступнях, а при тихом - на носках. Одни звуки можно использовать для движений ногами, другие – для движений руками.

Можно менять направление движения: под громкую музыку ребенок идет по кругу, под тихую – поворачивается вокруг себя на носках. Можно менять амплитуду – под громкую музыку делать взмахи руками, поднимая их вверх как можно выше, а под тихую – только до уровня плеч.

Счетные упражнения

Счетные упражнения великолепно включаются в зарядку. На счет «раз» - поднять руки вверх («сноп»), на счет «два» - развести руки в стороны («елка»), на счет «три» - присесть («пенек»). Счетные упражнения могут стать переходными к другим упражнениям. Вы легко можете использовать все считалки, добавив к ним определенные физические действия.

Речевые упражнения без музыки

Такие упражнения хороши для физкультминуток. Помните, что лучше выбирать такие стихотворения, где строчки средней длины, когда в них много глаголов и когда в стихах есть герой, чтобы у ребенка сразу появлялась связь между текстом и движением.

Ребенок идет по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносит:

Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там и сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.

Переходит на нормальный шаг:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.

Идет «утиным шагом» с одновременным проговариванием стихотворения:

Плыли гусята - красные лапки,
Озером, озером - все по порядку.
Серые плыли, белые плыли,
Красными лапками воду мутили.

Ходьба по кругу на носках:

Маме надо отдыхать.
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я ее не разбужу.

Логоаэробика развивает одновременно координацию движений и речь ребенка

Далеко не всегда можно одновременно двигаться и читать стихи, иногда это может закончиться тем, что дыхание собьется. В таких случаях хорошо «разделить обязанности» - мама произносит стихи, ребенок двигается, а потом поменяться ролями.

К примеру, ребенок держит в горизонтальном положении флажок обеими руками, а ногами переступает по очереди правой и левой ногой через флажок. А мама говорит:

Ножку выше поднимай,
Через палочку шагай.
И другой не отставай.
Но флажок не опускай.

Логопедическая ритмика – это не только сугубо домашние занятия, в Москве логоаэробику для детей включили в свои программы уже больше 20 фитнес-клубов. В регионах это направление еще ждет своего развития, несколько клубов есть в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Изображение Анаферон детский на Schoolofcare.ru!

Анаферон детский – лекарственное средство от простуды и гриппа.

Анаферон детский помогает бороться с инфекцией комбинированно:

  • активирует иммунную защиту
  • блокирует размножение вирусов

Важно, что оба действия направлены на быструю помощь заболевшему ребенку, и каждое из них улучшает результат другого.

Похожие статьи