Главная / / Чтоб речь как реченька лилась, или поговори со мною, мама!

Чтоб речь как реченька лилась, или поговори со мною, мама!

Возраст:
4 года - 6 лет
Тематика:
Воспитание
Широко известен афоризм: «Хочешь узнать человека – заговори с ним». Увы, умение выражать свои мысли так, чтобы тебя понимали и слушали с интересом, не заложено в человеке с рождения. Его надо развивать. Так же, как и умение говорить четко и правильно.

Изображение Чтоб речь как реченька лилась, или поговори со мною, мама! на Schoolofcare.ru!

Начинать учить монологу в школе поздно: предварительные навыки монологической речи надо развить до школыДревнегреческий философ и блестящий оратор Демосфен на заре своей деятельности обладал тихим голосом, совершенно непригодным для декламаций перед многочисленными слушателями. А его речь, невнятная, неровная, с неприятной картавостью и нервозными запинками, могла бы поставить крест на блистательной карьере оратора. Но… путем многочисленных тренировок и упражнений он сумел справиться со своими речевыми недостатками. Речь его стала звучной и прекрасной. Как, впрочем, и мысли, которые он выражал.

В те далекие времена еще не было логопедов. Зато теперь все иначе. Логопедические кабинеты имеются в любой школе, детском саду, специализированном центре. И это вполне оправдано, ведь детей с теми или иными речевыми нарушениями с каждым годом становится все больше.

Что стало тому причиной? Наша жизнь, наполненная ежеминутными стрессами и переживаниями, экологические проблемы, дефицит витаминов и т.д. Еще не родившийся ребенок уже испытывает действие этих факторов вместе со своей матерью. Отсюда – гипоксия, проблемные роды, недоношенность. И как следствие - различные нарушения речи и психики, от сравнительно легких (функциональные нарушения звукопроизношения) до тяжелых (моторная алалия, задержка речевого развития, заикание).

В последнее время самым распространенным стал диагноз общее недоразвитие речи (ОНР). Это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи при нормальном слухе и интеллекте. Логопед при работе с такими детьми занимается не только коррекцией звукопроизношения. Он дает задания для развития фонетико-фонематического восприятия, слухоречевой памяти, лексико-грамматических категорий.

Огромное значение придается работе над техникой речи: тембром голоса, подвижностью артикуляционного аппарата, речевым дыханием, интонационной выразительностью. Если имеют место отклонения иннервации речевого аппарата (недостаточная подвижность органов артикуляции), логопеду не обойтись без специального массажа. Таким образом, круг обязанностей логопеда в детском саду очень широк.

Немаловажное значение имеет контроль речи каждого ребенка: если идет работа над звуками, все заинтересованы в том, чтобы каждый новый звук как можно быстрее вошел в активную речь ребенка. Но воплотить это на практике возможно только при постоянном взаимодействии с воспитателями. Они регулярно, ежедневно занимаются с каждым из ребят по заданию логопеда.

Вообще одним из самых важных условий работы с детьми в логопедических группах является индивидуальный подход к каждому ребенку: ведь у каждого свои особенности речевого и психического развития. В работу логопедической группы включены и специалисты: психолог, музыкальный работник, инструктор по физической культуре. Еще одно необходимое звено в процессе коррекции речи – врач-невролог. Ведь, как это ни прискорбно, речевые нарушения – лишь следствие тех или иных поражений центральной нервной системы. Поэтому периодически таким детям необходимы консультации невролога.

Но есть еще одно звено сложной цепочки под названием «логопедическая работа». Родители. Увы, они бывают разными. А ребенку, страдающему речевым нарушением, важно, чтобы они были добросовестными. К сожалению, многие родители ошибочно думают, что «все само собой пройдет». Поэтому и задания логопеда выполняются недобросовестно, и рекомендации логопеда и воспитателей не учитываются. Сейчас даже самые обычные книжки родителям все реже читают детям, хотя, казалось бы, дошкольное детство – это золотая эра, когда ребенок как губка впитывает в себя все. И слушая сказки, разговаривая с родителями, малыш усваивает новые слова и речевые обороты, его речь обогащается образами, а мозг получает «пищу» для рассуждений. Ничто так не развивает речь человека как знакомство с художественной литературой.

Очень полезны для развития речи игры и упражнения, совершенствующие подвижность пальцев рук. Давно установлено, что рука самым тесным образом связана с мозгом, именно поэтому в арсенале логопедов множество разнообразных игр и упражнений, тренирующих пальцы рук.

Слово – самое сильное оружие человекаА чем могут помочь родители?
Предложите своему ребенку:

  • выложить дорожку из фасоли, гороха, гречки, риса;
  • завязать как можно больше узелков на короткой (10-15 см) веревочке;
  • заплести косички из цветных лент, закрепленных на спинке стула, ручке двери и т.д.;
  • поиграть с сыпучими материалами: насыпьте в небольшую кастрюльку фасоль или горох. Предложите ребенку опустить ладони в эту смесь и активно шевелить пальчиками – вот вам и массаж пальцев рук!

Можно катать шарики из пластилина, рвать на мелкие куски бумагу. Главное, чтобы эти действия выполнялись именно пальцами. Все эти занятия потребуют лишь нескольких минут вашего внимания, но окупятся сторицей.

А еще очень полезны для развития речи речевые игры. Мы расскажем о самых простых и приятных играх.

С самыми маленькими детьми, в 3-4 года, можно играть в рифмы.

«Подбери рифму»

Распустились утром розы.
На траве пасутся … (козы).

Таня пробовала суп –
Заболел у Тани … (зуб).

Нитку сматывай с катушки,
Воду черпай из … (кадушки).

Основой для этой игры может стать любое детское стихотворение.

«Скажи какой»

Ребенок отгадывает предметы по признакам, которые предлагает взрослый. Например:
Круглое, сладкое, красное – что это? (яблоко).
Или по действиям:
Рычит, переваливается, в берлоге спит, - кто это? (медведь).
А затем ребенок сам придумывает загадки для мамы или папы.

С детьми постарше, в 5-6 лет, когда у них уже накоплен какой-то словарный запас, можно играть и в более сложные игры.

«Кузовок»

Играют взрослый и ребенок. Взрослый ставит перед ребенком корзину и говорит:

- Вот тебе кузовок,
Клади в него все, что на -ок,
Обмолвишься – дашь залог!

Ребенок начинает называть слова с ударным окончанием на –ок: (замок, сучок, коробок, сапожок и т.д.). На каждое слово кладется фишка в корзину.

Дорогие родители, играйте со своими детьми, беседуйте, читайте им книги! Пройдет совсем немного времени, и ваш ребенок порадует вас умными рассуждениями, меткими сравнениями, богатым словарным запасом. А если вас беспокоят речевые проблемы – добро пожаловать в логопедическую группу!

Изображение Тенотен детский на Schoolofcare.ru!

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Похожие статьи

Задайте вопрос врачу

Адресовать свой вопрос педиатру
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь, авторизуйтесь или войдите через социальную сеть
Спасибо, ваше сообщение отправлено эксперту.
Посмотреть список ваших вопросов эксперту можно в личном кабинете.

Комментарии