Главная / Статьи / Вальфдорская система: что и как

Вальфдорская система: что и как

Возраст:
4 года - 14 лет
Тематика:
Детский сад
Изображение Вальфдорская система: что и как на Schoolofcare.ru!
Вальфдорская методика – вторая по популярности среди альтернативных педагогических систем, после Монтессори. Она тоже зародилась в начале прошлого столетия и успела завоевать армию поклонников. Однако большинству из нас незнакомы основные идеи и принципы вальфдорцев, поэтому мы попробуем восполнить этот пробел.

Подход к воспитанию

В России вальфдорские школы и сады появились чуть больше 20 лет назад. Однако школы для нас по-прежнему остаются большой редкостью, а вот детские сады хорошо прижились и пользуются определенной популярностью. Это связано с тем, что вальфдорцы выступают против раннего развития интеллекта.
В частности, обучение грамоте, чтению и счету начинается довольно поздно, так как основной упор в этой педагогике делается на эмоциональную сферу ребенка. Конечно, такие установки идут в разрез современным тенденциям на активное познание в детские годы.

Основополагающий принцип дошкольной вальфдорской педагогики заключается в том, что детство — это уникальный период жизни, и к нему нельзя подходить с учебными нормативами и оценками. Упор делается на эмоциональное и социальное развитие личности ребенка через многообразные формы игры. Игровая деятельность, без преувеличения, культивируется вальфдорцами, как и воспитание через положительный пример, который должен подавать малышам учитель в группе. 

Атмосфера в группах детского сада

Вальдорфские детские сады принимают детей от 3,5 до 7 лет, причем все группы — разновозрастные и рассчитаны максимум на 20 малышей. В них всегда работают воспитатели, прошедшие специальную подготовку по вальфдорской педагогике и получившие соответствующий диплом. 

Попадая в группу вальфдорского сада, неподготовленный человек сразу замечает и удивляется отсутствию «строя»: детей не заставляют заниматься, спать и есть в одно и то же время, хотя определенный распорядок дня у них все же присутствует. Система подстраивается под ребенка, а не ребенок под нее. 

Разумеется, главное место в распорядке дня отведено игре. 1,5 — 2 утренних часа малыши заняты «свободной игрой», то есть они играют со специальными материалами, но без указки воспитателя. Содержание игры должно определяться именно детьми Игра по заранее разработанной программе, по убеждению вальдорфских педагогов, теряет основной смысл, никак не развивая творческий потенциал. 

Игрушки в вальфдорском саду тоже особенные: они все из натуральных материалов, преимущественно из дерева, и очень простые с виду. Например, в группе не найти обычный конструктор, поскольку четкие геометрические формы задают готовые способы работы с ними. Большинство кукол создаются руками преподавателей и воспитанников, чтобы потом их можно было использовать в театральных мини-постановках. 


Подготовка к школе

Как уже упоминалось, вальфдорская система не поддерживает идею раннего интеллектуального развития. Это не значит, что ребенка ничему не учат в таком саду. Но акцент ставится больше на бытовые и социальные навыки, нежели на обучение счету и письму. Воспитатели в игровой форме учат каждого ребенка одеваться, наводить порядок вокруг себя, слушать собеседника, наблюдать за окружающим миром — то есть учатся тому, чему не уделяют внимания в обычных образовательных дошкольных учреждениях.

Основными занятиями по вальдорфской методике считаются изобразительное искусство, музыка и театрализованные представления. Все они довольно специфичны и отличаются от общих представлений об уроках. Так, на занятии по ИЗО малыши не столько рисуют, сколько играют с красками, учась находить самостоятельные творческие решения, а не копируя шаблон. При этом детям выдаются лишь три краски — красная, желтая и синяя, чтобы каждый ребенок получал нужные оттенки путем смешивания. 

Можно сказать, что в вальфдорском детском саду действует правило: всегда поощрять инициативу ребенка и никогда не заставлять его делать что-то против своей воли. 



Аргументы противников вальфдорской системы

Вокруг вальфдорской педагогики уже давно не утихают споры. Главный и самый весомый аргумент ее ярых противников — отсутствие классической дошкольной подготовки. Как известно, возраст с 3-4 и до 7 лет уникален высокой способностью к обучению. Малыши с легкостью могут осваивать довольно сложные вещи (алфавит, навыки чтения) в игровой форме. В школьном же возрасте этот процесс требует больше времени и усилий. 

Кроме того, дети из вальфдорских детских садов могут не соответствовать требованиям, которые предъявляются к будущим первоклассниками. Это относится как к уровню знаний, так и к готовности учиться по стандартной схеме, где учитель дает задание, а ученик должен выполнить его по всем правилам и в установленные сроки. Также запрет на оценивание работы, практикующийся в вальфдорских садах, может развить завышенную самооценку и нежелание подчиняться общепринятым стандартам.

Другой аргумент — игнорирование вальфдорцами современных технологий. Компьютеры и «навороченные» игрушки прочно вошли в нашу в жизнь. Однако вальфдорские педагоги никак не задействуют их в работе с детьми. Для некоторых этот факт служит не минусом, а плюсом. Другие же считают, что такой подход отрывает ребенка от современных реалий. 

Итак, вальфдорская педагогика очень своеобразна и подходит далеко не всем семьям. Если вы ставите эмоциональное и личностное развитие своего ребенка выше остальных факторов — возможно, вальфдорский детский сад покажется вам хорошим выбором. Если же для вас важно, чтобы ребенок проходил те же этапы развития, что и другие дети, вам стоит присмотреться к более традиционным воспитательным методикам.
Изображение Тенотен детский на Schoolofcare.ru!

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Похожие статьи