Как учиться без школы
- Возраст:
- 11 лет - 14 лет
- Тематика:
- Школа
Домашнее обучение, известное еще и как семейное обучение, homeschooling, unschooling, в России пока не самая распространенная форма. Ее смысл в том, что родители начинают учить ребенка дома, не потому, что он болеет или у него психологические сложности, а считая домашнее обучение в принципе более качественным. Но решиться и забрать ребенка из школы очень сложно. Что нужно иметь в виду? Делимся практическим опытом.
Мы перешли на семейное обучение уже в сознательном возрасте – в старших классах, но если бы знали раньше, что это достаточно несложно, то сделали бы раньше. А так просто дошли до «точки кипения», когда ребенок ежедневно начал приходить из школы со слезами: «Почему меня не считают за человека». Больше всего конфликтов возникало из-за твердой уверенности старших «учитель всегда прав», а ребенок после европейской школы привык к тому, что с учителями можно дискутировать, и в случае дискуссии защищать свою точку зрения аргументами, а не переходом на личности - «ты кто здесь такой», «ты ничего в жизни не добьешься». Понятно, что даже при наличии хороших оценок психологический комфорт испытать было трудно. И в какой-то момент он стал важнее. К счастью, оказалось, что в уставе школы семейное обучение прописано, поэтому достаточно было поставить в курс дела классного руководителя, прийти к директору и написать заявление о переходе на домашнее обучение и выбрать его форму. Из школы мы не уходили, то есть школа не теряла ученика и подушевое финансирование. Дальше осталось утрясти вопрос сдачи контрольных и тестов с учителями. С кем-то договорились, что ребенок просто во время общих экзаменов приходит и сдает, занимаясь дома самостоятельно и с репетиторами, с кем-то договорились о внеурочных встречах, после которых ребенок сразу же пишет тестовое задание по теме. Дальше отправились в самостоятельное плавание, из чего сделали некоторые выводы.
Семейное обучение: аргументы «за»
- Когда в классах по 20 человек и больше, ребенку не хватает внимания от преподавателей, а дома он целиком и полностью погружается в учебу.
- Обучение подстроено под интересы конкретного ребенка, родители вместе с ним сами выбирают, когда и насколько глубоко изучать предмет (оборотная сторона – родителям нужно хорошо знать потребности и возможности своего ребенка и содержание школьных предметов, то есть ограничиться доставкой ребенка в школу к началу уроков и родительскими собраниями не получится.
- Результаты лучше - дети на домашнем обучении в среднем получают балл на 15% выше московского среднего балла по ГИА и на 23% выше среднего по ЕГЭ.
- Реальная экономия времени. Вместо того, чтобы слушать рассказы учителя о предыдущих классах, воспоминания из жизни или его размышления о том, что никто ничего не делает, можно сидеть и заниматься. Плюс экономия времени на дороге.
- Дома спокойно – и одноклассники не дразнят, и с учителями нет конфликтов. Найти друзей можно в таком же круге детей, занимающихся дома, в секциях или кружках. Все сомнения по поводу социализации несерьезны, потому что вместо обязаловки ребенок получает выбор, с кем и как общаться. Все сомнения из-за того, что в будущем он не сможет разруливать конфликты, тоже безосновательны – спокойный, уверенный в себе ребенок на практике очень хорошо аргументирует свою точку зрения и защитить себя в социальных битвах при необходимости сможет. Опять-таки за счет высвободившегося времени ребенок получил возможность всерьез сконцентрироваться на развитии своих лучших навыков. И такие дети реже задираются сами и гораздо спокойнее реагируют, когда задирают их, потому что их это не задевает.
- Как ни странно, меньше домашних заданий, просто потому, что во время занятий время используется эффективнее.
- Можно больше времени проводить со своими детьми. Можно свободнее планировать поездки, не привязываясь к каникулам.
- Дети учатся ценить не оценки, а реальный опыт.
- Дети самостоятельнее – в поиске источников знаний. Это то, чего мне как маме не хватало в школе, я все время задавалась вопросом, почему же у ребенка нет исследовательского интереса, ну такая интересная тема, как пройти мимо , не попытавшись погрузиться? После перехода на домашнее обучение для ребенка началась эра открытий, и вечером он фонтанировал рассказами – а ты знаешь, что… а ты сможешь…. а где найти. То есть исследовательский интерес был просто зарыт. К счастью, на время. И сейчас мне намного спокойнее за будущую учебу в вузе, потому что уже очевидно, что ребенок умеет выделять нужное, искать нужное и впитывать его. Думаю, возможность самостоятельно планировать и контролировать свою жизнь – это одно из главных достоинств домашнего обучения.
Семейное обучение: аргументы «против»
- Многократно увеличившаяся родительская ответственность. Не получится обвинить школу, учителей, системы, с другой стороны, в руках у родителей появляется реальная возможность повлиять на результат.
- Определенная потеря свободы для мамы. Если в обычном режиме можно отвезти ребенка в школу и заняться своими делами, то при семейном обучении всегда нужно планировать свое время с учетом интересов ребенка.
- Часто возникают сомнения, что не хватит терпения, опыта, знаний, чтобы научить детей. Но это и отличная возможность для родителей, чтобы научиться этому. И не стоит бояться нехватки знаний. Главная задача учителя – не столько наполнить голову знаниями, сколько дать инструменты для его поиска и упорядочивания.
- Отсутствие игровой площадки, бассейна, музыкального класса.
Если вы хотите перейти на семейное обучение
Для начала семейного обучения нужно оценить собственные возможности, определить степень участия школы в учебе и заключить договор со школой. Степень участия школы может быть разной – всю учебу организуют сами родители или другие родственники и друзья, для обучения привлекаются репетиторы, ребенок один-два раза в неделю приходит в школу, ребенок ходит на занятия в центр домашнего обучения – они тоже существуют. Для поддержки семей, перешедших на эту форму учебы, созданы достаточные серьезные сообщества, где всегда можно получить консультацию.
Что вам потребуется - практические советы
- Дисциплина и четкое распределение ответственности, кто за что отвечает.
- Ответ на вопрос, кто будет вам помогать – потому что помощь потребуется в любом случае.
- Трудозатраты – проекты, эксперименты, задания и тесты потребуют дополнительного времени и, скорее всего, изменения вашего образа жизни.
- Организация учебного пространства (некоторые эксперименты требуют уборки после себя, про это тоже стоит помнить).
- Согласие обоих родителей – лучше проговорить все сомнительные моменты до перехода.
- Трезвая оценка ваших отношений с ребенком и готовность к изменениям. Ваша новая роль несомненно отразится и на ваших отношениях, как правило, они становятся глубже и доверительнее, но авторитет в новом качестве вам все-таки нужно заслужить.
- Возможность найти ребенка ментора, наставника, советника, к которому можно обратиться со сложными вопросами – не всегда ребенок хочет делиться проблемами с родителями, особенно, если вопросы касаются противоположного пола, дружбы или сомнений в себе. Лучше если у ребенка будет еще один источник знаний.
Конечно, в теории и на чужой практике все звучит хорошо, но собственный всегда уникален, и не всегда совпадает с рассказами, поэтому стоит тщательно взвесить все аргументы.