От года до трех: что может и умеет ваш малыш
- Возраст:
- С рождения - 3 года
- Тематика:
![Изображение От года до трех: что может и умеет ваш малыш на Schoolofcare.ru!](/img/w620-h286-c/u/articles/block-620x286/ot-goda-do-trekh-chto-mozhet-i-umeet-vash-malysh_01_620x286.jpg)
День за днем малыш растет, делает свои первые открытия. И вот вы уже отметили месяц, и полгодика, и год… Пережили первый зуб, первый шаг, а может быть, и первое падение, и первое слово. Что еще может и умеет малыш к своему первому дню рождения?
В возрасте 12-18 месяцев он становится увереннее, знает не только слова, но и простые фразы, учится бегать, самостоятельно вставать, залезать на стул, карабкаться по лестнице, преодолевать препятствия, подносит ложку ко рту, строит башню из кубиков, стаскивает с ног носочки. Ребенок обнаруживает, что карандаш, мелок, краски оставляют на бумаге следы – осталось только научить его промывать кисть, аккуратно брать краску, наносить мазки, правильно держать карандаши. Ну, и отмыть после всего этого стол. Или комнату. Или квартиру. Тут как повезет. Маленькие дети очень интересуются музыкой, им интересно наблюдать, как предметы реагируют на его воздействие (трещотка шумит, мяч катится, машина гудит, бумага рвется). Это отличное время для развития мелкой моторики и координации движений, поощряйте двигательную активность малыша, больше показывайте и рассказывайте.
![Годовалый малыш познает мир наощупь Годовалый малыш познает мир наощупь](/upload/medialibrary/73b/2.Malysh.jpg)
С полутора до трех лет формируется характер ребенка, его самооценка, жизненные интересы и социальные навыки. Именно в это время дети испытывают острую потребность в соблюдении привычного для них порядка, поэтому взрослым нужно быть последовательными (всем запрещать и разрешать одно и то же), контролировать порядок в быту и в отношениях: ребенок точно копирует поступки и эмоции родителей, ему важны родительская любовь, забота друг о друге и уютный дом. Показывайте малышу назначение предметов, учите описывать увиденное или пережитое, озвучивая собственные эмоции (радость, печаль, гнев, сожаление), вызывайте интерес к конструированию и приобщайте к созданию простых форм (домик, башенка, ворота, стул, стол), знакомьте со свойствами материалов (вода, камень). Пусть малыш самостоятельно рассматривает книжки, рисует и лепит. Кстати, 18 месяцев врачи считают оптимальным возрастом для начала приучения к горшку.
К двум годам малыш знает 130-200 слов, объединяет слова в простые предложения, старается отвечать на вопросы, напевает песенки, рисует, стремится многое делать сам (кушать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытираться полотенцем, проситься и ходить на горшок, мыть и вытирать руки), ему нравится подражать взрослым, комментировать свои действия. Ребенок очень активен: умеет бегать, прыгать, играть в прятки, танцевать по-своему, может ударить по мячу ногой, любит делать зарядку по утрам вместе со взрослыми. У малыша уже начинает развиваться право- или леворукость, хотя лишь к пяти годам будет ясно, кто у вас - левша, правша или ребеночек, владеющий обеими руками.
В три года ребенок должен уверенно координировать движения корпуса, рук и ног и хорошо держать равновесие, знать основные цвета и формы, собирать пирамидку и средние паззлы.
Малыш уже может играть, не отвлекаясь, 5-10 минут, он способен выбрать одежду и одеться самостоятельно, различает величину, форму, цвета, фактуру, объем предметов, соотносит часть и целое, играет в ролевые игры (я – шофер, еду на машине), пробует играть на музыкальных инструментах – барабане, пианино, ксилофоне, катается на велосипеде и гоняет мяч. В малыше просыпается «почемучка», причем простые и односложные ответы его уже не устраивают. Словарный запас малыша приближается к 300 словам: он говорит «я» и «ты», строит предложения, знает обобщающие слова (посуда, одежда, фрукты, овощи) и находит различия между предметами (меньше-больше, все красные, горячо-холодно), разучивает сказки вместе со взрослыми.
Это самые общие ориентиры для развития. Помните, что ваш малыш - совершенно особенный, и все нормы таки или иначе условны. Развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Вам важно не перестараться и не отбить у маленького исследователя желание учиться, вся учеба - в игровой форме, легко, как бы «по ходу». И не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.