«Здоровый дошкольник»: я живу
- Возраст:
- 4 года - 6 лет
- Тематика:
- Детский сад
Знаете ли вы, что организацией физкультуры в детских садах могут заниматься доктора медицинских наук? И вам повезло, если в детскому саду есть программа «Здоровый дошкольник» Юрия Змановского, доктора медицинских наук, заведующего лабораторией здоровья детей дошкольного возраста НИИ педиатрии РАН, заместителя директора НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. За регалиями много лет исследовательской работы, посвященной главному вопросу – как сохранить и укрепить здоровье детей.
Почему повезло?
Во-первых, вся программа построена на базе понятия «здоровый образ жизни», оно стоит во главе угла всей системы.Во-вторых, система учитывает не только особенности физиологического развития ребенка, но закономерности возрастной психологии, педагогической психологии и даже спортивной медицины.
Юрий Змановский дает комплексное определение здоровья ребенка — это динамическое состояние детского организма, устойчивое к болезнетворным и экстремальным воздействиям.
Причем к здоровью автор относит и жизнерадостность, и выносливость. А его лаборатория с помощью исследований выяснила, что самый большой оздоровительный эффект дают циклические, то есть длительные и повторяющиеся упражнения (бег, прыжки, аэробика, минибаскетбол).
Эти исследования и позволили предложить детским садам физиологически обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую нормальное физическое и общее развитие детей. Всего в программе «Здоровый ребенок» четыре раздела:
- «Я открываю себя»:
- «Я осваиваю гигиену и этикет»;
- «Я среди опасных предметов»;
- «Я двигаюсь».
Все разделы дополняют друг друга и взаимосвязаны.
Я открываю себя
Задача этого раздела — развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, обогащать представления детей о людях, об особенностях их внешнего вида, частях тела, эмоциях и отношениях.Для развития используются имитационно-образные игры. Так, на занятии «Я девочка (мальчик)» дети учатся понимать различия людей по половому признаку (папа, мама, дядя, тетя, брат, сестра, бабушка, дедушка). Сравнивая картинки, изображающие людей, они отделяют картинки с изображением мужчин от картинок с изображением женщин.
А на занятии «Моя внешность» дети выделяют особенности внешности, прически, одежды, обуви и учатся обращать внимание на добрые поступки — это делается в игре: поможем кукле: кукла упала, порвала платье, испачкалась.
Я осваиваю гигиену и этикет
В рамках этого раздела дети приобретают навыки самообслуживания и культуры поведения;, учатся вежливости и заботе о своем здоровье.Для обучения используются ролевые диалоги в играх. В игре «Наши отношения» воспитатель учит обращаться друг к другу по именам, разговаривать приветливо, делиться игрушками. А в игре «Кукла Маша в гостях у ребят» дети учатся правильно пользоваться ложкой и вилкой, есть самостоятельно, не проливать пищу, пользоваться салфеткой и благодарить за еду.
Я среди опасных предметов
Чтобы дети могли различать источники потенциальной опасности, им рассказывают о разных группах опасных предметов, воспитывают привычку безопасного поведения на игровом участке детского сада, на дорогах и улицах, учат сочувствовать и оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.К примеру, на занятии «Опасные предметы» ребенок узнает, чем опасны спички, электрические розетки, включенные электроприборы, учится различать их на картинках и слушает отрывок из сказки «Кошкин дом».
Я двигаюсь
Задача этого раздела — вызвать эмоциональный отклик и желание играть вместе с другими детьми, согласуя свои действия с действиями других, выполняя простейшие построения и перестроения, развивая силу, скорость и выносливость.На занятии «Мы дружим с физкультурой» дети играют в набивные мячи, а на занятии «Дети и медведи» тренируют координацию, согласованность в движениях рук и ног, умение выдерживать заданный темп и одновременно смотрят спектакль настольного кукольного театра «Три медведя».