Адаптация ребенка к школе
- Возраст:
- С рождения - 16 лет
- Тематика:
- Школа, Психическое здоровье детей, Социальное здоровье
Начало школьного обучения – один из самых важных и сложных периодов в жизни ребенка. С первых дней посещения школы перед детьми стоят непростые задачи: умственное напряжение, физическая выносливость, соблюдение морально-этических норм, психологическая устойчивость, формирование характера, готовность к социальному взаимодействию. Неудивительно, что адаптация ребенка к школе требует много усилий и занимает некоторое время.
Длительность адаптационного периода
Период адаптации ребенка к школе в 1 классе может длиться от нескольких недель до полугода, а в некоторых случаях даже дольше. Условий, влияющих на длительность адаптационного периода, множество: возраст и личностные особенности ребенка, степень подготовленности ребенка к школе, сложность образовательных программ, вид учебного заведения.
Уровни адаптации
Процесс адаптации ребенка к обучению в школе протекает на трех уровнях:
- Физиологическом;
- Психологическом;
- Социальном.
Физиологические условия адаптации детей к школе
Чтобы организм ребенка не испытывал излишней нагрузки в связи с началом школьного обучения, необходимо обеспечить условия для нормальной физиологической адаптации ребенка к школе:
- изменение режима дня ребенка в соответствии со школьным расписанием;
- обеспечение двигательной активности ребенка между уроками (прогулок, подвижных игр, физкультуры);
- создание удобного и безопасного рабочего места, соблюдение положения тела ребенка за письменным столом;
- соблюдение правильного освещения, выполнение упражнений для глаз;
- организация здорового питания ребенка;
- полноценный отдых и сон;
- закаливание.
Психологическая адаптация к обучению
С началом учебы в школе потребность ребенка в психологической поддержке возрастает в разы. Поскольку личность ребенка еще не сформирована, ему непросто справиться с ежедневными стрессами. Любовь, уважение, принятие, признание индивидуальности, развитие уверенности в себе, помощь в преодолении трудностей, формирование правильного отношения к неудачам и поражениям – все это ускорит психологическую адаптацию ребенка к школе.
Социальная адаптация ребенка к школе
Социально-психологическая адаптация ребенка к школе – это развитие личности ребенка и достижение гармоничных отношений с другими детьми и взрослыми. Социальную адаптацию можно рассматривать как заключительный этап приобщения ребенка к роли школьника. Об успешной адаптации можно говорит в том случае, если ребенок имеет чувство собственного достоинства, выстраивает равноправные отношения с одноклассниками, признает авторитет учителя.
Проблемы адаптации
Адаптационный процесс оставляет отпечаток на каждом из перечисленных уровней адаптации ребенка. Необходимо быть готовыми к проблемам адаптации ребенка к школе:
- Физиологические. Ухудшение самочувствия, приспособление к новому режиму дня, усталость, нарушение сна, потеря аппетита;
- Психологические. Тревожность, недостаток уверенности в себе, замкнутость, страх перед неудачей, желание угодить родителям или заслужить похвалу учителя, утрата интереса к учебе;
- Социальные. Трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, приобретение социального статуса.
Все эти проблемы свидетельствуют о глубокой перестройке и приспособлении организма к новым условиям. Если проблемы адаптации детей сохраняются на протяжении длительного срока, необходимо обратиться за помощью к педагогу или психологу.