Есть ли полезные стрессы
- Возраст:
- С рождения - 3 года
- Тематика:
- Воспитание
Что полезнее для ребенка – максимальная защищенность и покой или вовлеченность в бурный водоворот событий? Кто-то берет новорожденного в турпоходы, а кто-то боится вывести здорового ребенка на улицу, остерегаясь прохладной погоды. Как найти разумную границу между плохим и хорошим стрессом?
Психология делит стресс, условно говоря, на «плохой» и «хороший». Ученые выделяют два вида стресса: стресс разрушающий (дистресс) и стресс мобилизующий (эустресс). Причем под эустрессом понимают как экстремальное воздействие положительных факторов, так и последствия негативного стресса – в том случае, если организм способен с ними справиться. А еще стресс может быть острым (мама ушла) и хроническим (мама меня не любит).
С одной стороны, маленькому ребенку нужен покой. Теплая ванна, легкий массаж, мамина колыбельная перед сном сообщают малышу, что все в порядке, и он растет спокойным и стрессоустойчивым. Но парадокс в том, что покой не дает развиваться органам чувств, для этого необходимы внешние раздражители. Требуется эустресс!
Когда мама показывает двухмесячному малышу яркую игрушку – это эустресс, который развивает зрение. Когда тот же малыш видит изображение на экране телевизора – это дистресс.
Когда мама дает ребенку в руки предметы разной фактуры: тряпочки разного состава, игрушки с гладкой или шершавой поверхностью – это тоже эустресс, только он развивает осязание. Жизнь ребенка должна быть наполнена эмоциями и ощущениями. Причем наполнять ее одним позитивом невозможно, да и не нужно. Так, например, если ребенок всегда будет находиться в сухих подгузниках, он не научится говорить о своих естественных потребностях. Только неприятное ощущение мокрых штанишек заставит его поскорее приучиться к горшку.
Чтобы стресс оставался полезным, ставьте перед ребенком посильные задачи. Для малыша 5-6 месяцев такой задачей станет достать игрушку, которая находится в полуметре от него. Для того, кто начинает ходить, - прошагать целый метр от папы до мамы. Если задача для ребенка трудна, он потеряет к ней интерес.
Если ребенку не хватает возможностей для адаптации, возникает дистресс. У малыша он может проявляться частыми необоснованными капризами, расстройством желудочно-кишечного тракта, сухостью и шелушением кожи, повышением температуры. Сильный стресс может вызывать изменения в работе внутренних органов – изменяется пульс, резко повышается или понижается артериальное давление, учащается дыхание. Все это неизбежно приводит к снижению иммунитета ребенка и может вызвать различные заболевания.
Вроде бы всем понятно – нужно оберегать ребенка от негативного стресса! Однако, как это ни странно, иногда сами родители становятся источниками стресса для ребенка. Боясь избаловать ребенка, «приучить к рукам», они отказывают ребенку в эмоциональном контакте. Или же воспитывают моржеванием. Потребность в защищенности сохраняется у малышей до трех лет и маленький ребенок совершенно не понимает, почему мама, от которой он ждет защиты, вдруг начинает его топить, подбрасывать или обливать холодной водой – для него это опасность почти смертельная.
Стресс в нашем понимании – это то, от чего хорошая мать старается оградить свое чадо. Но ограждать надо только от лишних эмоций и лишних нагрузок. Если родители дают своему ребенку любовь и заботу, не оберегают его от жизни, а именно помогают преодолеть трудности, у малыша есть все шансы стать сильным, достойным, успешным взрослым человеком.