Физическая культура – дошкольникам
- Возраст:
- 4 года - 6 лет
- Тематика:
- Спорт
Знаете ли вы, что самые обычные занятия физкультурой в детском саду могут различаться по содержанию, как песочница и космическая станция. Мы рассказываем о лучших российских практиках. В нашем новом обзоре программа «Физическая культура – дошкольникам» Ларисы Глазыриной.
Программа отличается своеобразной структурой.
Все упражнения собраны не по возрасту, а по средствам физического воспитания – массаж, закаливание, физические упражнения.
Для оздоровления широко используются естественные природные факторы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, массаж в игровых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчики»), купание в бассейне и пребывание детей в сауне, физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации, психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времен).
Оздоровление органично совмещается с воспитанием, для чего выбираются физические упражнения, помогающие проявлению у детей терпения, выносливости, уверенности, разумной смелости, а также создаются условия для проявления радости, инициативности и самостоятельности.
Использование средств физической культуры для образования позволяет ребенку познавать окружающий мир и способствует формированию двигательных умений.
Чтобы сделать движения более осознанным, тренер объясняет, что происходит: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения».
Содержание занятий в этой части приближено к природным явлениям, которые окружают ребенка. Например, для детей среднего возраста предлагаются занятия «Здравствуй, февраль!» или «Осень краски разводила». Чтобы дети легче усваивали строевые упражнения, рекомендуется использовать разноцветные линии. Например, для построения в шеренгу чертят зеленую линию, в колонну – белую, в круг – красную.
Повышению интереса к занятиям физическими упражнениями помогают сюрпризы - появление в ходе занятий любимых игрушек, сказочных героев, и моменты импровизации, вызванные непредвиденными ситуациями и желанием ребенка выразить свои эмоции. Помимо традиционных скакалок и мячиков для упражнений используются стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листики, овощи и фрукты.
Параллельно с физической культурой воспитывается вкус, вежливость и доброжелательность:
«Посмотрим, какой у лисоньки красивый пушистый хвост», «пойдем по красивому коврику», «Ты устал, я вижу».
Занятия проводятся не только на спортивной площадке детского сада и в спортивном зале, но и в парке, в бассейне, в музыкальном зале. А во время занятий используются так называемые формулы, успокаивающие состояние ребенка и восстанавливает его силы:
Раз – какое сегодня прекрасное утро!
Два – как тихо вокруг,
Три – земля еще не проснулась, спит отдыхает,
Четыре – и только ласковое солнышко нас встречает,
Пять – тихонько лучиками согревает,
Шесть – мы солнышко приветствуем, улыбаемся,
Семь – навстречу с ясным днем собираемся.
Для справки
Лариса Дмитриевна Глазырина в 1963 году окончила Белорусский институт физической культуры. Работала учительницей в школе города Минска. С 1969 г. в Минском государственном педагогическом институте имени М. Горького, а с 1979 г. в Белорусском институте физической культуры. С 1992 г. заведующая кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта, а с 1996 г. главный специалист отдела гуманитарных наук Государственного Высшего аттестационного комитета Республики Беларусь.