Главная / Статьи / Готовность ребенка к школе: что это?

Готовность ребенка к школе: что это?

Возраст:
6 лет - 8 лет
Тематика:
Школа
Изображение Готовность ребенка к школе: что это? на Schoolofcare.ru!
«Готовность к школе» у большинства родителей ассоциируется с детским умением читать, писать и считать. Между тем, эти показатели далеко не главные. Что действительно говорит о том, что ребенок готов сесть за школьную скамью и успешно учиться?

Возрастная норма

Готовность к школе — понятие не педагогическое, а психологическое. То есть оно основывается не на уровне знаний ребенка, а на совокупности функций его психики. К сожалению, подавляющее большинство российских школ при наборе детей в первые классы проверяют именно интеллектуальную готовность. Хотя плохо прочитанный отрывок вовсе не говорит о том, что ребенок не способен учиться по программе повышенной сложности. И наоборот, прекрасная техника чтения не гарантирует успех в дальнейшем обучении.

Обычно психологическая готовность к школе формируется в возрасте от 6 до 8 лет. Немало 6,5-летних малышей демонстрируют необходимые для первоклассника качества, но при этом шестилетки — в редких случаях. В столь раннем возрасте даже несколько месяцев становятся существенным сроком, который способен изменить многое в детском развитии. «Дозревшему» ребенку хочется учиться, и он понимает, что для этого ему потребуется прикладывать усилия. Неготовность же проявляется нежеланием преодолевать трудности.

Готовность к школе – понятие не педагогическое, а психологическое.
Готовность к школе – понятие не педагогическое, а психологическое.


Самостоятельность — основной аспект

Примерно к 6-7 годам у ребенка формируется такой навык, как осознанное управление своим поведением. Психологи также называют его «произвольностью». Малыш наконец-то может спокойно посидеть, когда взрослые его об этом просят, и не устраивать бурных скандалов только потому, что ему не купили новую игрушку. В общем, ребенок в состоянии самостоятельно управлять своими эмоциями, речью и вниманием. Пожалуй, это главный критерий готовности к школе, поскольку на каждом уроке ученику необходимо контролировать себя и сосредотачиваться на не самых интересных для него вещах, ведя себя по установленным правилам. 

Подобную самостоятельность, или произвольность, невозможно натренировать у четырехлетнего малыша, какие бы усилия не прикладывали его родители. Но ее вполне можно начинать развивать с помощью игровых заданий на память и внимание. 

Чтобы проверить, достаточно ли сознателен ребенок, необходимо понаблюдать за ним во время выполнения рутинного задания. Если он может потратить на него 20-30 минут, не отвлекаясь, значит — он во многом готов к школьным будням. 

Мотивация к учебе

Установка ребенка на учебу очень важна. Прекрасно, если малыш заявляет о своем желании пойти в школу, чтобы получить новые знания и учиться на пятерки. Хотя в 6-7-летнем возрасте не многие дети руководствуются такими взрослыми мотивами. Благоприятной можно назвать даже ту тенденцию, когда ребенок ждет 1 сентября, потому что в школе он найдет новых друзей или будет «как большой». 

Ситуация сложнее, когда малыш совсем не рад перспективе стать первоклассником. Такая незаинтересованность может серьезно сказаться на эффективности обучения. Кроме того, она говорит о том, что ребенок не чувствует готовности перейти на новую стадию своего развития. Родителям обязательно нужно разобраться в причинах детского нежелания или страха перед переменами и постараться сформировать позитивное отношение к предстоящей роли ученика.

Умение концентрировать внимание на рутинных задачах – главный критерий готовности к школе.
Умение концентрировать внимание на рутинных задачах – главный критерий готовности к школе.


Коммуникабельность ребенка

Социальная готовность — третий значительный аспект. В школе ребенок общается и устанавливает контакты в той же степени, что и учится. Низкая социальная активность ученика может повлечь проблемы и достаточно серьезный стресс. В «группу риска» попадают малыши, которые никогда не посещали детский сад и групповые развивающие занятия. Попадая в новый и большой коллектив сверстников, такие дети зачастую чувствуют себя растерянно просто потому, что это для них первый подобный опыт. 

Если же ребенок ранее ходил в детский сад, кружки или секции и его совершенно не пугает необходимость подружиться с ровесниками, скорее всего, он готов к школе в социальном плане. 

Интеллектуальная готовность

Популярность теории раннего развития приводит к тому, что сегодня все больше малышей впервые переступают школьный порог, уже умея читать, писать и выполнять простейшие арифметические действия. Это прекрасная база, которая позволяет легче учиться как минимум первый год. Но важнее для ребенка такое качество, как любознательность. Наибольших успехов добиваются ученики, которым искренне интересно познавать окружающий мир. Для этого их подготовительные занятия должны проходить в игровой форме, чтобы не отбить охоту к учебе раньше времени. Также имеет значение склонность к логическому мышлению, которую тоже вполне реально развить в дошкольном возрасте соответствующими заданиями.
Изображение Тенотен детский на Schoolofcare.ru!

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Похожие статьи