Готовность ребенка к школе: что это?
- Возраст:
- 6 лет - 8 лет
- Тематика:
- Школа
«Готовность к школе» у большинства родителей ассоциируется с детским умением читать, писать и считать. Между тем, эти показатели далеко не главные. Что действительно говорит о том, что ребенок готов сесть за школьную скамью и успешно учиться?
Возрастная норма
Готовность к школе — понятие не педагогическое, а психологическое. То есть оно основывается не на уровне знаний ребенка, а на совокупности функций его психики. К сожалению, подавляющее большинство российских школ при наборе детей в первые классы проверяют именно интеллектуальную готовность. Хотя плохо прочитанный отрывок вовсе не говорит о том, что ребенок не способен учиться по программе повышенной сложности. И наоборот, прекрасная техника чтения не гарантирует успех в дальнейшем обучении.Обычно психологическая готовность к школе формируется в возрасте от 6 до 8 лет. Немало 6,5-летних малышей демонстрируют необходимые для первоклассника качества, но при этом шестилетки — в редких случаях. В столь раннем возрасте даже несколько месяцев становятся существенным сроком, который способен изменить многое в детском развитии. «Дозревшему» ребенку хочется учиться, и он понимает, что для этого ему потребуется прикладывать усилия. Неготовность же проявляется нежеланием преодолевать трудности.
Самостоятельность — основной аспект
Примерно к 6-7 годам у ребенка формируется такой навык, как осознанное управление своим поведением. Психологи также называют его «произвольностью». Малыш наконец-то может спокойно посидеть, когда взрослые его об этом просят, и не устраивать бурных скандалов только потому, что ему не купили новую игрушку. В общем, ребенок в состоянии самостоятельно управлять своими эмоциями, речью и вниманием. Пожалуй, это главный критерий готовности к школе, поскольку на каждом уроке ученику необходимо контролировать себя и сосредотачиваться на не самых интересных для него вещах, ведя себя по установленным правилам.Подобную самостоятельность, или произвольность, невозможно натренировать у четырехлетнего малыша, какие бы усилия не прикладывали его родители. Но ее вполне можно начинать развивать с помощью игровых заданий на память и внимание.
Чтобы проверить, достаточно ли сознателен ребенок, необходимо понаблюдать за ним во время выполнения рутинного задания. Если он может потратить на него 20-30 минут, не отвлекаясь, значит — он во многом готов к школьным будням.
Мотивация к учебе
Установка ребенка на учебу очень важна. Прекрасно, если малыш заявляет о своем желании пойти в школу, чтобы получить новые знания и учиться на пятерки. Хотя в 6-7-летнем возрасте не многие дети руководствуются такими взрослыми мотивами. Благоприятной можно назвать даже ту тенденцию, когда ребенок ждет 1 сентября, потому что в школе он найдет новых друзей или будет «как большой».Ситуация сложнее, когда малыш совсем не рад перспективе стать первоклассником. Такая незаинтересованность может серьезно сказаться на эффективности обучения. Кроме того, она говорит о том, что ребенок не чувствует готовности перейти на новую стадию своего развития. Родителям обязательно нужно разобраться в причинах детского нежелания или страха перед переменами и постараться сформировать позитивное отношение к предстоящей роли ученика.
Коммуникабельность ребенка
Социальная готовность — третий значительный аспект. В школе ребенок общается и устанавливает контакты в той же степени, что и учится. Низкая социальная активность ученика может повлечь проблемы и достаточно серьезный стресс. В «группу риска» попадают малыши, которые никогда не посещали детский сад и групповые развивающие занятия. Попадая в новый и большой коллектив сверстников, такие дети зачастую чувствуют себя растерянно просто потому, что это для них первый подобный опыт.Если же ребенок ранее ходил в детский сад, кружки или секции и его совершенно не пугает необходимость подружиться с ровесниками, скорее всего, он готов к школе в социальном плане.