Как научить ребенка проявлять эмоции
- Возраст:
- 7 лет - 10 лет
- Тематика:
- Воспитание
Для начала ответим на вопрос – а зачем? Умение понимать свои эмоции и эмоции других людей позволит ребенку легче проживать конфликтные ситуации, строить отношения в семье и школе.
Почему возник вопрос, неужели детям трудно проявлять эмоции – они же радуются и веселятся? С радостью как раз никаких вопросов нет, но вот как сказать об обиде, возмущении и сожалении – этому детей надо учить. И проявление сочувствия поддерживать, потому что часто бывает наоборот: папа попал молотком по пальцу, сын кидается к нему: «Папочка, больно?» Папа, украдкой вытерев скупую мужскую слезу, мужественно улыбается и говорит: «Что ты, пустяки». Так ложно понятая мужественность мешает укрепляться детской способности сочувствовать.
Пример с мальчиками не случаен – потому что годам к 5 мальчик обычно уже усваивает, что «ты же пацан, пацаны не плачут», слышали мы это и от мам, и от пап одинаково часто.
А в старших классах мальчик твердо уверен, что розовые сопли про любовь – это только для девчонок. И в итоге богатейший мир эмоций оказывается урезанным и ограниченным.
Мы не случайно сказали про мальчиков, потому что среди мужчин в четыре раза больше людей, неспособных распознавать свои эмоции, чем среди женщин.
Что можно сделать, чтобы этого не случилось?
Воспитать эмоциональный интеллект ребенка можно двумя способами – передачей своего опыта переживания и проявления эмоций и обучением.
К передаче своего опыта относятся контакт глаз, физический контакт, похвала и пристальное внимание. К обучению – разнообразные мимические игры и развитие речи.
Контакт «Глаза в глаза»
Бывает, что родители даже не смотрят ребенку в глаза, когда он в чем-то провинился, для него это страшнее любого физического наказания, это действует угнетающе и опустошающе. Или, наоборот, очень выразительно на него смотрим, когда ругаем. Взгляд, действительно, самый мощный канал передачи эмоций. И иногда лучше «посмотреть как рублем одарить», чем повышать голос на ребенка, но последите за собой, хватает ли ребенку взглядов любви и восхищения.
Пристальное внимание
Внимание становится пристальным, когда ради общения с ребенком вы оставляете в покое любимый сериал, кипящий суп, звонящий телефон и да, собственную усталость. И сосредотачиваемся только на ребенке, чтобы он был целиком и полностью уверен в своем праве на заботливую сосредоточенность и глубокий интерес именно к нему. Для этого не нужны часы, достаточно нескольких минут в день – но только для него.
Похвала
Хвалите за любое проявление общительности, любой интерес к другому человеку. Ребенок похож на дом со множеством окон, на который родитель смотрит со стороны, и какое свойство вы будете выкликать, такое и появится в окне и выйдет наружу.
Физический контакт
Для маленьких детей совместный сон, поглаживания, объятия с родителями естественны, но с возрастом физических контактов все меньше, а потребность в них не исчезает. Придумайте игры, в которых эта потребность могла бы реализоваться – с мальчиком папа может «побороться», с девочкой можно играть в разбегающиеся щекотки.
Мимические игры
Научите ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике. Для этого можно использовать игры.
Самая простая. Вы изображаете эмоцию, а ребенок угадывает, что именно вы хотели изобразить – любовь, страх, удивление, недоумение, возмущение, радость, грусть, печаль. И наоборот – ребенок сам изображает что-то, а вы определяете, что он хотел сказать.
Более сложная. Нарисуйте на карточках страшных сказочных героев – Бабу Ягу, Кощея Бессмертного, Воландеморта, Дракулу. Поделите карточки между всеми играющими, если играете вдвоем, то пополам. Каждый игрок должен показать своего героя как можно более страшным. Дальше вместе с ребенком можно придумать, почему герой стал страшным, и как его освободить от страха и злости (если сомневаетесь, что у вас не хватит фантазии, просто доверьтесь ребенку и задавайте вопросы – а почему он такой, а где он был, когда был маленький, а что с ним случилось). Это превращение можно проиграть или проговорить. Каждого страшного героя можно превратить в смешного, Бабе Яге подрисовать усики и рожки, а Кощея нарядить в костюм цыпленка. Здесь поле для фантазий тоже оставьте ребенку. Такую же игру можно сделать и для радости, и для печали.
Почаще используйте мимику и в ежедневном общении – если недовольны ребенком, вместо крика высоко поднимите брови, если довольны – широко улыбнитесь.
Разрешайте ребенку дурачиться и корчить рожи – пусть пробует себя в разных образах.
Помогает эмоциональному развитию и обогащение речи. Попробуйте почаще задавать ребенку вопрос «А почему?». Если про одного и того же мальчика, который дерется, вы три раза спросите «А почему именно так?», у ребенка будет отличная возможность и находить разные стороны поступков другого человека, и вести развернутый разговор.
Правила для родителей
- Не стоит одергивать ребенка при чужих детях – это удар по авторитету.
- Вмешиваясь в конфликты с другими детьми, никогда не выбирайте позицию обвинителя, слишком рьяно защищая интересы своего ребенка, вы мешаете ему научиться чувствовать и понимать другого человека.
- Обсуждая знакомых детей, избегайте оценок – «Яна - жадина», «Леша – лентяй». - Вселяйте надежду. Какие бы проблемы в общении не появлялись у ребенка, укрепляйте у него веру в то, что они временны, а сам он хорош необыкновенно.