Как первый класс меняет режим дня
- Возраст:
- 6 лет - 10 лет
- Тематика:
- Школа
Последнее детское лето заканчивается, и ваш любимый малыш становится первоклассников. Новая жизнь начинается с нового портфеля, красивого букета и множества незнакомых людей. А еще с конфликта между «хочу» и «надо». И с повышенной нагрузки на зрение, позвоночник и нервы. И с гордости – «я уже большой, меня в школе похвалили». В этом водовороте впечатлений и ощущений ваша главная родительская задача – организовать домашний быт так, чтобы помочь ребенку без ущерба для здоровья привыкнуть к новым правилам.
Сама природа помогает вам – с 6 до 7 лет у ребенка формируется произвольное внимание, ориентация на социальные нормы, у него увеличивается лобная доля мозга, нарастает мышечная масса, укрепляется опорно-двигательный аппарат. И вам нужно лишь сохранять направление развития.
Что в ваших силах?
Никогда при ребенке не говорите о школе, тем более, об учителях плохо. Учитель должен оставаться авторитетом. Если ребенок хоть на мгновение усомнится в своем кумире – он усомнится и в достоверности его слов. В результате интерес к учебе будет утерян. Вы же этого не хотите?
Уважайте мнение ребенка, не требуйте от него жить по вашим подсказкам, поддерживайте инициативу.
Никогда не сравнивайте ребенка с другими – ни мысленно, ни тем более вслух. Он один такой, даже у близнецов разная скорость реакции и разные особенности мышления.
Не делайте подарки каждый день, он вполне обойдется без «птичьего молока». У вас еще будет достаточно поводов порадовать ребенка.
Школьная жизнь – это важно. Но развитию интеллекта ничуть не помешает уборка по дому. Пусть у ребенка будет меньше обязанностей, чем у взрослых, но они должны быть непременно.
Обязательно находите время для игр и прогулок. Часто бывает так, что главным маминым вопросом остается один – «Что нового в школе», это неправильно, парковые радости и кинопрелести никто не отменял.
Если ваш ребенок жалуется на свое здоровье, не теряйте покоя полностью, обеспечьте нужную профилактику ОРВИ – это самая частая причина болезней. Если жалобы повторяются часто, обратитесь к специалистам, проведите комплексное обследование, но сохраняйте спокойствие.
Если есть возможность, выделите ребенку учебное место – стол, стул, шкаф для книг. Если такой возможности нет, найдитеместо на папином или мамином столе, где хозяином будет только ваш ребенок.
Помните, что говорят психологи, если у человека в детстве была своя территория, то в нем рождается и остается на всю жизнь чувство собственного пространства, оно напрямую влияет на появление чувства собственного достоинства. Имея свое «место под солнцем», которое бережно охраняется близкими людьми, ребенок ощущает, что его ценят и любят.
Половина домашней жизни будет проходить вокруг письменного стола, поэтому постарайтесь выбрать его по росту (еще лучше регулируемый) и поставьте так, чтобы свет падал слева (если ребенок левша – справа). Для девочек важнее тактильные ощущения – пусть стол будет удобным, стул – мягким и приятным на ощупь. Мальчикам нужно, чтобы их рабочее место было ярко освещено, при недостаточном свете он гораздо быстрее устанет и будет чаще отвлекаться.
В поле зрения школьника не должны попадать игрушки, картинки, плакаты, клетки с животными - все, что может оказаться интереснее домашних заданий. Маленькая хитрость – не оклеивайте стены обоями с рисунками или декоративными деталями в том месте, где стоит стол, так вы убираете еще один отвлекающий фактор.
Что же будет фактором мотивирующим?
Безусловно, на первом месте – режим дня. В одно и то же время кушать, в одно и то же время садиться за стол готовить уроки (в первом классе их нет, но обычно родители все равно занимаются со школьниками), в одно и тоже время собирать портфель (лучше вечером), в одно и то же время ложиться спать. Кстати, если до школы ребенок спал с вами в одной комнате, то совмещать начало обучения и «великий переезд» не стоит. Наоборот, постарайтесь во время засыпания уделить как можно больше внимания малышу. Особенно, если он у вас впечатлительный, эмоциональный и глубоко чувствующий.
Вам поможет точная постановка задачи: не «пиши аккуратно», а «плавно соединяй буквы».
И знаете ли вы, что нельзя начинать домашние уроки с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с простых заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах. И заканчивать нужно тоже более-менее простыми уроками. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба.
Большой поддержкой для ребенка будет ваша похвала – только хвалить нужно за конкретные дела, а не самого ребенка.
Еще одна маленькая хитрость – найдите дома место, где ребенок мог бы заниматься любимым делом и оставлять незаконченные работы. Это просто, если ребенок лепит из пластилина, сложнее, если он хочет сделать что-то более масштабное. Но для будущего, для воспитания трудолюбия такое место станет бесценным. А из готовых работ обязательно сделайте выставку. Такое бережное отношение к результатам детского творчества повышает самооценку ребенка, реально доказывает ему, что он в состоянии оказать позитивное влияние на окружающий мир.
Если до вашего прихода с работы школьник остается дома один и для него это непривычно, то можно составить ему табличку с самыми важными действиями. выполнит очередной пункт. Для самых маленьких школьников список может быть подробным (1. Проверь, хорошо ли заперта дверь. 2. Переоденься, повесь одежду на плечики. 3. Вымой руки с мылом. 4. Возьми в холодильнике еду и разогрей).
Обязательно несколько раз проговорите правила безопасности (и дома – никому не открывать, плиту включать осторожно, иголки не рассыпать, и правила дорожного движения). Договоритесь о времени, когда вы будете созваниваться друг с другом. Пусть таких звонков будет несколько.
Обсуждая события за день, следуйте принципу «слушать, не критикуя». Ведь ваша цель - дать ребенку опыт самостоятельной работы, пусть он понимает, что сам несет ответственность за то, что происходит с ним в школе.