Как развить логическое мышление ребенка?
- Возраст:
- 4 года - 10 лет
- Тематика:
- Воспитание
Ошибочно полагать, что сильное логическое мышление либо есть, либо нет. На самом деле, оно поддается развитию ничуть не хуже, чем память и воображение. В чем суть занятий по развитию логики? Какой возраст ребенка считается подходящим? И традиционный вопрос – с чего начать?
Что означает «мыслить логически»?
Умение мыслить логически означает, что ребенок способен сравнивать, рассуждать и делать выводы. Конечно, тут есть масса подпунктов: классифицировать, выделять из общего частное, находить главную и второстепенную мысль и так далее. Эти качества необходимы абсолютно каждому, независимо от возраста, но особенно часто их надо задействовать в процессе учебы. Кстати, парадокс в том, что умение делать выводы впоследствии позволяет мыслить нестандартно, так как человек может группировать, на первый взгляд, абсолютно несвязанные между собой предметы и факты.Развивать логическое мышление можно и нужно с самого раннего возраста. Причем первые занятия кроха организует самостоятельно, наблюдая и изучая окружающий мир, ведь он распознает свойства предметов и понимает простейшие причинно-следственные связи. Родители могут помогать и проводить эти «уроки» целенаправленно уже с двухлетним малышом.
Упражнения для детей 2-3 лет
Большой плюс занятий для развития логики в том, что их не надо специально организовывать, садясь за стол на какое-то время. Мама с папой просто могут просить ребенка ответить на их вопросы «между делом». Но это преимущество относится все-таки к детям старшего дошкольного возраста. А 2-3-летки все воспринимают через образы и определенные действия. Поэтому в занятиях с ними должны использоваться какие-то подручные материалы. Так, когда ребенок занят своими игрушками, попросите его разложить их по размеру или по категориям (твердые/мягкие). В целом, пока не требуйте от ребенка объяснения его хода мыслей, опирайтесь на короткие по времени активности, которые больше напоминают игру, чем задачу.- Примеры практических заданий:
- Найди новый необычный путь от кровати до игрушек (например, проползи под журнальным столиком или стулом).
- Разложи игрушки по признаку (размер, цвет, материал, назначение).
- Покажи, какими предметами в комнате чаще пользуется мама, а какими — папа.
- Составь картинку из кубиков (3-5 специальных крупных кубиков).
Упражнения для детей 4-5 лет
В этом возрасте акцент можно делать не столько на действия, сколько на визуальные образы — чтобы одновременно тренировать зрительную память и постепенно готовить малыша к урокам, которые ждут его в школе. Это значит, что родителям стоит приобрести специальные пособия с упражнениями на развитие логики. Речь идет об известных тоненьких книжках с картинками в духе «найди 10 отличий». Они всегда присутствуют в книжных магазинах по очень демократичным ценам.Итак, в занятия с 4-5-летними детьми должны быть вовлечены рисунки, узоры, блок-схемы и паззлы. Другое отличие в том, что теперь, когда ответ готов, вам можно и даже нужно попросить у ребенка объяснение, почему он решил задачу именно так. Хорошо, если вы занимаетесь с крохой ежедневно, только не надо нагружать его слишком сильно. 10 минут в день вполне достаточно.
Примеры практических заданий:
- Найди лишний предмет (по картинке или в разложенных перед ребенком вещах).
- Найди отличия в двух похожих картинках.
- Пронумеруй предметы в их последовательности (например, платье — пальто — варежки).
- Раздели картинки/предметы по категориям (например, овощи — фрукты — крупы).
Упражнения для детей 6 лет и старше
К 6 годам ребенок вполне способен абстрагироваться от конкретных образов и действий, решая задачки в уме. С одной стороны, это сложнее, чем наглядные упражнения. С другой стороны, вам не надо специально выделять время для уроков. Вы можете «подкидывать» вопросы малышу во время прогулки и обычных бытовых дел. Такой способ лучше всего готовит ребенка к школе, поскольку уже с первого класса от учеников требуют решения задач в уме, причем иногда на скорость.
Примеры практических заданий:
- Придумай антонимы/синонимы к выбранному предмету (разумеется, ребенку необходимо объяснить своими словами эти понятия);
- Объясни, почему та или иная вещь/профессия приносит нам пользу (например, почему важна профессия строителя);
- Найди одно общее название для нескольких предметов (например, «транспорт» для машины, автобуса и велосипеда);
- Отгадай загадку... (Одно из самых полезных упражнений! Обязательно купите книжку с загадками или найдите подборку на веб-сайтах).