Мотивация: как воспитать стремление к успеху?
- Возраст:
- 2 года - 14 лет
- Тематика:
- Воспитание
Почему одни дети не боятся неудач и лишь сильнее начинают стараться, а другие быстро теряют интерес к делу, когда что-то не получается? Основная причина кроется в мотивации. Именно она позволяет не сдаваться и добиваться успеха.
Цель цели рознь
С неудачами, особенно в период обучения, сталкиваются все дети. Но воспринимают их по-разному. Очень распространена ситуация, когда у ребенка не заладились отношения с учителем или он не смог разобраться в паре тем, и интерес к предмету в целом у него тут же пропал. «Я не в ладах с математикой,» — такое часто можно услышать даже из уст первоклассников, у которых еще все впереди и они вряд ли могут адекватно оценивать свои способности.К счастью, распространена и другая ситуация: ребенка только подстегивают его неудачи, он начинает прикладывать все больше усилий и в итоге добивается успеха. Очевидно, что причина тому — хорошая мотивация на успех.
Строго говоря, мотивация на победу есть у каждого ребенка. Просто она не у всех верно выстроена. Кто-то хочет произвести впечатление на сверстников или родителей, в общем, «показать себя». Проблема в том, что такая цель сиюминутна, и поражения на ее фоне воспринимаются очень тяжело. Ребенок быстро мирится с тем, что в каком-то деле он не лучший, и начинает искать более удачные поприща.
В идеале, цель должна быть долгосрочной. Образно говоря, если ребенок понимает важность четвертной оценки, он не опустит руки из-за плохо написанной контрольной, а приложит больше усилий для ее исправления. Разумеется, родители играют важную роль в формировании такой мотивации, и их задача — помогать малышу в некоторых ключевых моментах.
Конечно, ребенок будет часто ошибаться. Но в перспективе он сможет видеть прогрессирующий результат своих усилий. Если же мама с папой порываются сделать что-то трудное за него, у малыша сложится впечатление, что он не может или не должен пытаться.
Поэтому, ставя задачу, вы должны осознавать, действительно ли малыш способен ее выполнить. В противном случае это негативно отразится не только на детской мотивации, но и на самооценке. Помните, что оказывая чрезмерное давление на ребенка, вы рано или поздно получите результат, обратный желаемому.
С другой стороны, не стоит слишком часто обещать ребенку награды в виде новых игрушек, сладостей и всего подобного. С таким подходом дети быстро привыкают делать что-то «за конфету» и не видят истинный смысл своих достижений. Важно понимать, что мотивация должна быть именно внутренней, то есть направленной на личный успех. Ведь во взрослом возрасте наши маленькие победы над собой далеко не всегда оплачиваются материально.
Самый лучший способ правильно замотивировать ребенка — постоянно хвалить его усилия. Малыш должен чувствовать, что потраченные старания заметны окружающим, в особенности маме и папе. Хвалите детский труд больше, чем достижения. Тогда у ребенка сложится правильное впечатление, что упорная работа — ключ к успеху.
Пока ребенок находится в нежном возрасте, то есть до 13-14 лет, обязанности вообще не должны быть сильно отделимы от развлечений. Малыши хотят побеждать в любой игре, и разумеется, они захотят стать лидерами в классе или секции, если само занятие не ассоциируется у них с тяжелой необходимостью.
Приступая к занятиям, старайтесь максимально наполнить их интересными моментами. Помимо скучных упражнений и правил, находите иллюстрации, кроссворды, нестандартные задачи — что угодно, чтобы приблизить процесс к игровому.
В конце концов, не забывайте о личном примере. Ожидая от ребенка успехов в спорте, проявляйте сами интерес к физической активности. Требуя, чтобы малыш больше и лучше читал, показывайте, что вы сами любите книги. Дети очень легко перенимают родительские привычки.
Строго говоря, мотивация на победу есть у каждого ребенка. Просто она не у всех верно выстроена. Кто-то хочет произвести впечатление на сверстников или родителей, в общем, «показать себя». Проблема в том, что такая цель сиюминутна, и поражения на ее фоне воспринимаются очень тяжело. Ребенок быстро мирится с тем, что в каком-то деле он не лучший, и начинает искать более удачные поприща.
В идеале, цель должна быть долгосрочной. Образно говоря, если ребенок понимает важность четвертной оценки, он не опустит руки из-за плохо написанной контрольной, а приложит больше усилий для ее исправления. Разумеется, родители играют важную роль в формировании такой мотивации, и их задача — помогать малышу в некоторых ключевых моментах.
Самостоятельность как основа
Чтобы у ребенка появилась уверенность в себе и желание добиваться чего-то своими силами, у него должна быть возможность действовать самостоятельно. Просто позволяйте малышу самому справляться с поставленными задачами. Речь идет не только об учебе, но и бытовых трудностях. Запаситесь терпением и дайте ребенку «помучаться» с завязыванием шнурков, мытьем тарелки или собиранием пазла. Играя, помогайте советом, но не подсказывайте раньше времени и, тем более, не выполняйте задание в одиночку.Конечно, ребенок будет часто ошибаться. Но в перспективе он сможет видеть прогрессирующий результат своих усилий. Если же мама с папой порываются сделать что-то трудное за него, у малыша сложится впечатление, что он не может или не должен пытаться.
Только адекватные требования
Даже у самых сильных из нас мотивация на успех гаснет, когда не получается ровным счетом ничего. Как правило, такое бывает, если к нам предъявляют неадекватные требования. По этой же причине нередко страдают дети. Родители могут переоценить или просто проигнорировать реальные способности ребенка и постоянно требовать отличных оценок. Увы, учеба на «пятерки» не всем дается благодаря сильному стремлению.Поэтому, ставя задачу, вы должны осознавать, действительно ли малыш способен ее выполнить. В противном случае это негативно отразится не только на детской мотивации, но и на самооценке. Помните, что оказывая чрезмерное давление на ребенка, вы рано или поздно получите результат, обратный желаемому.
Умные поощрения
Забудьте о наказании в качестве «подстегивания» ребенка. «Если не напишешь контрольную на »5″ — лишишься компьютера«, — такие условия, возможно, будут иногда срабатывать. Но они неминуемо загоняют ребенка в стрессовую ситуацию, и он добивается результатов из-за страха, а не потому, что понимает важность хорошей учебы.С другой стороны, не стоит слишком часто обещать ребенку награды в виде новых игрушек, сладостей и всего подобного. С таким подходом дети быстро привыкают делать что-то «за конфету» и не видят истинный смысл своих достижений. Важно понимать, что мотивация должна быть именно внутренней, то есть направленной на личный успех. Ведь во взрослом возрасте наши маленькие победы над собой далеко не всегда оплачиваются материально.
Самый лучший способ правильно замотивировать ребенка — постоянно хвалить его усилия. Малыш должен чувствовать, что потраченные старания заметны окружающим, в особенности маме и папе. Хвалите детский труд больше, чем достижения. Тогда у ребенка сложится правильное впечатление, что упорная работа — ключ к успеху.
Обязанности как развлечение
При умелом подходе прекрасным средством мотивации может стать природная любознательность ребенка. Абсолютно все дети любят исследовать окружающий мир, и все они приходят в первый класс с интересом, что же их там ожидает. Через некоторое время часть детей разочаровывается в учебном процессе, потому что он им кажется скучным. Но родители могут вновь пробудить этот интерес, найдя значимую для ребенка сферу и соотнеся школьные предметы с его любимыми занятиями. Так, знание английского языка поможет проходить видеоигры или не дожидаться перевода любимых иностранных мультфильмов.Пока ребенок находится в нежном возрасте, то есть до 13-14 лет, обязанности вообще не должны быть сильно отделимы от развлечений. Малыши хотят побеждать в любой игре, и разумеется, они захотят стать лидерами в классе или секции, если само занятие не ассоциируется у них с тяжелой необходимостью.
Для этого, к примеру, не надо весь день отравлять «ненавистными» уроками. Установите режим дня: в какой отрезок времени необходимо ежедневно делать домашнее задание. А до и после этого давайте ребенку возможность поиграть. Пусть он видит, что уроки — это всего лишь час-полтора среди большого количества свободного времени.
Приступая к занятиям, старайтесь максимально наполнить их интересными моментами. Помимо скучных упражнений и правил, находите иллюстрации, кроссворды, нестандартные задачи — что угодно, чтобы приблизить процесс к игровому.
В конце концов, не забывайте о личном примере. Ожидая от ребенка успехов в спорте, проявляйте сами интерес к физической активности. Требуя, чтобы малыш больше и лучше читал, показывайте, что вы сами любите книги. Дети очень легко перенимают родительские привычки.