Можно ли научиться абстрактному мышлению?
- Возраст:
- 2 года - 8 лет
- Тематика:
- Воспитание
Развитое абстрактное мышление необходимо для любого вида творчества и успешного обучения некоторым дисциплинам. Задатки «абстракционизма» есть абсолютно в каждом ребенке. Но их можно и нужно углублять.
Абстрактное мышление — это умение воображать и оперировать символами, отвлекаясь от того, что видишь перед собой. Его развитие идет рука об руку с изучением математики. Ведь цифры — это самые что ни на есть абстрактные понятия. Даже малыши решают в уме простейшие математические задачи, определяя, где игрушек больше, а где — меньше.
Кроме того, первые фантазии ребенка тоже являются тренировкой. В общем-то, дети с удовольствием работают в этом направлении самостоятельно. Родители просто должны создавать хорошие условия.
Абсолютно в любом возрасте лучшим способом развития абстрактного мышления остается игра. Начальная и самая любимая для малышей забава — описание ассоциаций, которые возникают при виде плывущих по небу облаков. Наверняка вы и сами в детстве любили придумывать, на что похоже облако. Оно может быть динозавром, замком, цветком... Бесконечное множество форм и символов.
Если вы хотите перейти к заданиям, которые в нагрузку к абстрактному мышлению развивают художественные способности, есть очень простые приемы, подходящие для детей всех возрастов. Дайте ребенку лист с бумаги с нарисованной на нем геометрической фигурой — кругом, треугольником, квадратом или даже кривой линией. Попросите его развить эту деталь и превратить ее в полноценный рисунок. Например, треугольник может стать началом забора, а полукруг — ёжиком.
Абсолютно в любом возрасте лучшим способом развития абстрактного мышления остается игра. Начальная и самая любимая для малышей забава — описание ассоциаций, которые возникают при виде плывущих по небу облаков. Наверняка вы и сами в детстве любили придумывать, на что похоже облако. Оно может быть динозавром, замком, цветком... Бесконечное множество форм и символов.
Хорошо, если вы со своим ребенком пойдете дальше и начнете искать ассоциации с другими, самыми обычными предметами. Например, строительный кран похож на жирафа, многоэтажный дом — на громадную подарочную коробку, а автобус — на бегемота.
Другое увлекательное занятие — всем известный театр теней. Когда вы отбрасываете руками тень на стену, малыш видит и крякающего утенка, и гавкающую собаку, и трусливого зайца, испуганно навострившего длинные уши. Гадая, на какое животное похожа тень, ребенок активно подключает фантазию и воображение, ведь он имеет дело с чистой абстракцией.
Если вы хотите перейти к заданиям, которые в нагрузку к абстрактному мышлению развивают художественные способности, есть очень простые приемы, подходящие для детей всех возрастов. Дайте ребенку лист с бумаги с нарисованной на нем геометрической фигурой — кругом, треугольником, квадратом или даже кривой линией. Попросите его развить эту деталь и превратить ее в полноценный рисунок. Например, треугольник может стать началом забора, а полукруг — ёжиком.
Такие занятия помогают абстрагироваться от конкретного предмета и работать лишь с его качествами, задействуя мысленную визуализацию.
Как уже упоминалось, решение математических задач развивает способность мыслить абстрактно, и наоборот, умение абстрагироваться повышает результаты в изучении математики. Именно поэтому студенты философских факультетов так старательно занимаются этой наукой. Вывод напрашивается сам собой: почаще вспоминайте с ребенком старую-добрую арифметику. Только старайтесь давать задачи, условия которой необходимо живо представить у себя в голове.
Помните задачу с яблоками, два из которых отдали родителям и еще одну другу? Уже на таком простом уровне ребенок воображает сами яблоки, а также как, почему и с кем он делится ими. Еще лучше, если вы доверите малышу самому придумывать задачи, а потом вместе решать.