Опять двойка
- Возраст:
- 7 лет - 10 лет
- Тематика:
- Воспитание, Школа
Первое сентября. С какими надеждами, трепетом и волнением встречает День знаний семья первоклашки?! Но как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? И ходил в школу не только потому, что «надо», и читал не только потому, что «задали»? Как развить интерес и тягу к новым знаниям?
Проблема «не хочу идти в школу» (как вариант «не буду читать», «не хочу делать уроки») знакома не понаслышке большинству родителей 7-10 летних детей. Не торопитесь с выводами («не будешь учиться – только в уборщицы и возьмут») и карательными мерами («не сделаешь уроки – не пойдешь гулять»), попробуйте разобраться, почему ребенку не нравится учиться.
Что тут происходит, или психология процесса
Школа – это тяжелая работа, которую ребенок обязан выполнять ежедневно и за партой в классе, и дома после уроков. Чтобы привыкнуть к новой системе, новой форме получения знаний - требуется время. Сколько именно – месяц, четверть, год – по-разному для каждого ребенка.
Это одна сторона процесса.
Вторая – это родители, которые говорят, что в школу ходить НАДО, ждут от ребенка знаний, хороших оценок и расстраиваются (а иногда и ругают) за неудачи в школе. Представляете груз ответственности и напряжение ребенка? Что же делать, если родителям надо, а ребенку не хочется?
По полочкам
Обязательно разговаривайте с ребенком о школьных событиях, постарайтесь выяснить, что именно ему не нравится в школе, почему не хочется делать уроки. Вполне вероятно, что под нежеланием учиться скрывается проблема психологической адаптации, а не мотивации.
Самые распространенные причины, по которым ребенок не хочет идти в школу:
- страхи (страх отвечать у доски, страх получить плохую оценку, страх осуждения со стороны учителя и одноклассников);
- не сложились отношения с одноклассниками (обзываются, смеются, а иногда и бьют на переменах);
- комплекс «белой вороны» (ребенок носит очки или брекеты, заикается, и сразу же попадает в центр нездорового внимания одноклассников).
Отнеситесь к этим проблемам со всей серьезностью, от того, насколько грамотно вы вместе с ребенком их решите, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе.
Учитесь учиться вместе
Каждая мама интуитивно очень тонко чувствует своего ребенка, знает его наклонности и возможности, черты и самые мелкие черточки характера. По возможности надо использовать эти знания по назначению, воспитывая в ребенке школьника. Например, Вовочка увлекся природоведением (как вариант, лягушками, про которых на уроке так интересно рассказывала Марья Васильевна), при этом чтение у Вовочки хромает. Выход: сходите вместе с Вовой в книжный магазин и выберите самые яркие книжки про лягушек и их интересную жизнь. Результат: возможно Вовочка со временем заинтересуется отличиями пьесы от романа.
Не ругайте ребенка за плохие оценки, акцентируйте внимание на успехах. Всячески поддерживайте, если случаются неудачи, мотивируйте ребенка на работу над ошибками. Трудности с математикой? Считайте на палочках и конфетах, на машинках и куклах.
С трудом выводит буквы? Срочно пишите (не вы, а ребенок) письмо Деду Морозу, Бетмену, Супермену (надо же рассказать о том, что Вова наконец-то пошел в школу, о том, что на физкультуре он сегодня забил аж два гола, а одноклассник Дима всего один). Обязательно отправляйте эти письма по адресу, чтобы герой получил ответ.
Показывайте, что учеба – это интересно, а не только надо. Со временем ребенок втянется в процесс и будет воспринимать школу, обучение как неотъемлемую часть своей жизни.