Пока многодетность не выгодна, детей рожают только любящие
- Возраст:
- 7 лет - 10 лет
- Тематика:
- Воспитание
Многодетная мама Екатерина Бурмистрова против моды на многодетность и за профилактику родительского выгорания. Психолог с большой практикой и авторскими программами по психологии семейных отношений, она может говорить о многодетной семье с разных точек зрения, и личной, и общественной. У Екатерины два сына и восемь дочек. Старшей дочке - 17 лет, младшему сыну – несколько месяцев.
Сама Екатерина была в семье единственным ребенком, но ее бабушка была одним ребенком из семи детей. И они все очень держались друг за друга. Не все выжили, кто-то погиб в войну. Их осталось трое или четверо, и они все очень дружили. А на лето всех детей-внуков отправляли к самому южному брату. «Отсюда, наверное, у меня ощущение, что значит родственники, — говорит Екатерина, — бабушка ко всем праздникам писала огромную стопку открыток».
О сочетании семьи и работы
Старшая дочка Соня родилась, когда Екатерина училась на третьем курса психфака МГУ. Тогда же у нее появилась первая развивающая программа для детей от полутора до трех лет с родителями, в 90-х это было новинкой. Госэкзамены сдавала уже в ожидании второй дочки. Появились лекции про первый год жизни. И потом лекции, курсы росли вместе с детьми. Можно сказать, что каждый ребенок приносил с собой новую программу, иногда не одну. Программа «Вторые дети» (сейчас она называется «Дети в семье») состоялась благодаря второму ребенку. С 3-м и 4-м ребенком сложились программы «Нежный возраст» (о возрастных особенностях детей от 1 до 5 лет) и «Ребенок с характером» — о трудностях воспитания. Когда старшая дочь пошла в школу, кто-то ходил в детский сад, родилась программа «Ребенок выходит в мир» — о социализации, выборе садика, школы, адаптации к тому и другому. Тогда же, после рождения пятого ребенка, Екатерина начала вести Клуб многодетных — и ведет его уже скоро 10 лет. Вместе с близнецами появились программы «Психология семейных отношений» и «Работа с гневом».
«С тех пор, как появились дети, я нигде не работала на ставке, всегда фриланс», — говорит Ектеррина.
По ее словам, она всегда точно знала, сколько сил нужно оставить на дом. Никогда не работала летом, никогда не работала в каникулы. Правда, эту роскошь надо отрабатывать, то есть перед отпуском потрудиться более интенсивно.
Сейчас на работу уходит 4-5 дней в неделю с загрузкой по 4-6 часов. Каждый год это расписание утрясается: у тебя лекция в этот день, значит, у меня лекции нет; когда у тебя встречи на этой неделе, давай, я подстрою свой график. У мужа два занятия — для души и для заработка. Для души он преподает философию, а для заработка занимается книжной торговлей.
О помощи
Сначала семье помогали бабушки, потом на время отсутствия детей дома стали брать няню. Несколько часов в день она помогает по хозяйству, прибрать-приготовить, присмотреть за самыми маленькими — теми, что не саду и не в школе, встретить тех, кто вернется из сада или школы.
Самый сложный период — когда все дети маленькие. Муж Екатерины говорит, что думал изначально про 3-4 детей. Это такое количество, которое можно еще вырастить по меркам малодетной семьи, просто очень сильно надрываясь. Там меньше эгоизма, меньше конкуренции, много плюсов — и это что-то обозримое.
Беременность и здоровье
Екатерина говорит, что частые роды на здоровье не отразились. А состояние беременности для нее очень комфортное.
Сохранение грудного вскармливания
Грудью кормить обычно удается до четвертого месяца беременности. «У нас есть две разницы между детьми — 1 год 10 месяцев и два с половиной года, — рассказывает Екатерина, — те, кто рождаются через год и десять, кормятся грудью до года и трех, а те, кто через два с половиной, до двух лет примерно». Дольше не стоит, потому что это сильно влияет и на отношения, и на развитие эгоцентризма.
Нужен ли детский сад
Старшие дети ходили в вальдорфский детский сад, возможно, туда пойдут и младшие. «Я считаю, что сад нужен, но не как место, куда ребенка сдаешь на всю рабочую неделю. Многодетной семье нужен сад, чтобы разбавить те отношения, которые есть дома: чтобы дети не только с братьями-сестрами умели играть», — уверена Екатерина.
Дети ничего не потеряют, если мама попробует любым способом позаботиться о себе
Школьная логистика
Школьников по утрам возит муж. Обратно иногда с водителями, иногда сами, иногда со студентами-волонтерами из клуба «Милосердие».
О многодетности
«Многодетные родители — это энергичные люди, очень живые, харизматичные. И они втянулись в процесс родительства: почему-то посчитали, что правильно именно так, это было именно их решение, а не навязанное извне. А мода на многодетность меня пугает, — говорит Екатерина, — есть примеры, когда в некоторых областях страны было сильно увеличено пособие на многодетность, люди стали рожать третьего ребенка. Судьба многих из этих детей оказалась печальной: они не были нужны семье. Если рождение следующих детей станет способом заработать деньги для людей, которые не могут их заработать по-другому, то в результате через какое-то время мы получим большое количество либо социальных сирот, либо неблагополучных детей. Вообще идея, что как-то можно сделать многодетность популярной в обществе — малореальна. В постиндустриальном обществе не нужна многодетная семья. Возможно, нужно помогать семьям, у которых уже есть дети, например, делать для многодетных бесплатными детские сады, дополнительное образование, поездки и так далее. То есть не должно быть прямых денежных выплат. Потому что, пока многодетность материально не выгодна, детей рожают действительно только те, хочет и любит их».
Три совета от Екатерины Бурмистровой
Очень сильно устаю, что делать?
Дети ничего не потеряют, если мама попробует любым способом позаботиться о себе: почитать свою книжку, прилечь отдохнуть, выйти в магазин, просто быстро обойти вокруг дома, когда муж вернулся с работы. Эти краткие минуты могут совершенно поменять собственное ощущение и отношение к детям.
Что делать, если совсем не хватает сил и терпения улаживать бесконечные споры детей?
Нужно понимать, что моменты раздражения все равно будут. Выход здесь в том, чтобы наблюдать, когда подкатывает чувство, что больше невозможно, появляется желание сорваться на старшего. Наблюдать и уходить проветриваться или как-то отдыхать, переключаться. Очень хорошо, если старший куда-то ходит — на занятия или в сад, в группу кратковременного пребывания: он тоже проветривается.
Как утихомирить вечером детей?
В городе способа только два — ванна, куда детей по очереди нужно надолго сажать в пенную ванну с игрушками, которые живут только в ванной комнате. И прогулка.