Как приучить ребенка к учебе
- Возраст:
- 3 года - 6 лет
- Тематика:
- Воспитание
Всех родителей во все времена заботил вопрос приобретения их ребенком тех качеств и знаний, которые они считают необходимыми ему в его последующей жизни. Кто-то из родителей делает ставку на обучение ребенка сначала воспитателями в детском саду, затем преподавателями в школе. А кто-то, не перекладывая ответственность за столь серьезное дело на чужие плечи, самостоятельно старается дать своему ребенку необходимые, на его взгляд, знания. Но тут же встает вопрос: а какие знания, не относящиеся к повседневной жизни, необходимы ребенку, едва оторвавшемуся от материнской груди? Да и в каком возрасте начинать давать эти знания?
В. А. Сухомлинский в ответ на вопрос, с какого возраста нужно начинать воспитывать ребенка, задал его родителям встречный вопрос: а сколько лет вашему ребенку? Когда ему сказали, что ребенку один год, то известный педагог воскликнул: «Вы опоздали ровно на один год!»
Перефразируя великого мастера воспитания, можно сказать, что и теоретическое обучение малышей нужно начинать с самого раннего возраста. Так давайте попробуем разобраться, как лучше всего это сделать.
Что любят дети больше всего на свете? Учиться!
Звучит парадоксально? Вовсе нет! Человек, появившись на свет, буквально в первые же часы начинает обучаться всему, что только можно себе представить: куда повернуть голову, чтобы найти молоко в материнской груди, как сообщить о своих проблемах криком, как улечься поудобнее, чтобы было теплее… Дальше — больше: освоение движений собственного тела, понимание назначения рук и ног, звуков человеческого голоса. Малыш больше и больше приобретает навыки, облегчающие и усовершенствующие его жизнь, а процесс узнавания и приобретения новых навыков становится для него самым увлекательным и интересным занятием. Это как раз тот процесс, который, мы, взрослые, называем познанием ребенком материального мира.
Ребенок всегда готов узнавать что-нибудь новое, чего не знал прежде. Процесс познания для любого ребенка — это самая интересная и бесконечная игра, в которую он готов играть в любое время дня и ночи. И задача взрослых — помочь ему в этом своевременными подсказками, но помощь их должна быть предложена не с позиции опеки, а с позиции участия родителей в интересной игре-обучении. Будет не лишним сказать, что иногда и родителям приходится учиться вместе с детьми, ведь, чтобы научить ребенка чему-либо, взрослые должны как минимум сами владеть нужной информацией. И здесь задачей становится не только заинтересовать ребенка учебой, но и самим быть заинтересованными в ней.
Отсюда вытекает первое и основное правило раннего воспитания и обучения детей: учеба — это игра, которая должна заканчиваться, когда ребенок от нее устает, и возобновляться с появлением у ребенка нового интереса к этой игре.
Всегда отвечайте на вопросы детей!
Становясь старше, ребенок начинает осознавать, что получать новые знания можно, не только исследуя мир самостоятельно, но и обращаясь за ними к родителям. Сколько бесконечных «как?», «зачем?» и «почему?» слышал каждый из родителей от своих любимых чад!
Но не все родители способны дать своевременные и правильные ответы на каждый из этих вопросов. К сожалению, это так. Как часто приходится слышать, как в ответ на бесчисленные вопросы ребенка, мамы или папы, особенно молодые, раздраженно говорят: «Не болтай!», «Не надоедай!», «Замолчи!». Но вопрос, который ребенку запретили задавать, не исчезает из его сознания вместе с запретом, малыш начинает искать на него ответ самостоятельно. А это существенно замедляет расширение кругозора ребенка. Зачастую родители оказываются просто неподготовленными к детским вопросам, которые всегда бывают непредсказуемы: от проблемы его, малыша, появления на свет до устройства двигателя внутреннего сгорания.
Но как раз в ответах на «детские» вопросы и заключается один из важнейших моментов обучения детей раннего возраста. Ребенок уверен, что его родители знают все на свете и поэтому, если вы хотите приучить ребенка к учебе и получению знаний, совершенно необходимо всегда отвечать на заданный ребенком вопрос, каким бы он ни казался «неудобным» с точки зрения родителей. Отвечать на вопрос следует на уровне языкового понимания ребенка, не используя непонятных для малыша слов и выражений. Ответ должен быть исчерпывающим и звучать естественно, не давая заподозрить взрослого в некомпетентности или смущении.
Поэтому второе наше правило: всегда отвечаем на вопросы детей на языке, соответствующем возрасту и пониманию ребенка.
Не пугайте ребёнка трудностями!
Очень важно при мотивации ребенка к обучению не пугать его сложностью предстоящей учебы. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что, например, физика — сложный предмет, а правоведение — скучный, или что учиться в школе трудно, придется прикладывать для этого много усилий. Нет, наоборот, мотивация ребенка учиться должна быть строго позитивной. Он должен быть убежден, что учиться в школе будет очень интересно и приятно, что там он узнает много нового и интересного, и что физика описывает явления окружающего нас мира, например, то, что происходит в кипящем чайнике или на скользком тротуаре возле подъезда. А правоведение помогает детям понять смысл таких «взрослых» слов как «конституция», «закон», «государство», «президент» — слов, которые ребенок часто слышит с экрана телевизора, но не понимает их значения. Кроме того, если детям объяснить некоторые теоретические вопросы с практической стороны, то они и их запомнят! Не обязательно поймут, но запомнят, и эти знания станут частью их сознания. А понимание придет несколько позднее и будет не таким сложным, как в конструкции «узнал — понял — запомнил», применяемой в наших школах. Например, почему ночью солнце не светит или почему ветер дует? Откуда берутся лед и пар? Почему трамвай обходят спереди, а троллейбус и автобус сзади? Почему зимой холодно, а летом тепло? Придя в школу с комплектом подобных знаний, ребенок гораздо легче освоится в новой обстановке и включится в учебный процесс. Как приятно бывает любому ребенку знать ответы на новые вопросы учительницы, в то время как остальные дети ответить на них не могут! Как при этом возрастает его самооценка!
Важно создать позитивный настрой у ребенка перед началом изучения каждого нового школьного предмета, убедить его, что в предстоящей дисциплине нет ничего сложного, главное — с самого начала не упускать нить знаний и не прерывать ее. И тогда ваш ребенок легко и с интересом освоит даже сложные предметы.
Наше третье правило: не пугать ребенка предстоящими сложностями, а создать у него уверенность в том, что все сложности будут с легкостью преодолены его знаниями.
Обучаем теории
Обучение ребенка лучше всего начинать вскоре после рождения, потому что именно в период младенчества и раннего детства у ребенка наиболее сильно желание учиться, продиктованное самой природой. Ребенок на физиологическом уровне познает мир, учится отличать съедобное от несъедобного, опасное от безопасного, теплое от холодного, большое от маленького, день от ночи и т.д. Как раз в этот момент и следует начинать учить ребенка первым основам теории. Отличать, например, треугольник от круга и квадрата, показывая предметы различной формы и называя их.
Точно так же можно начинать обучение визуальному чтению, так как у младенцев отлично развита зрительная память. На карточках одного размера нужно написать известные ребенку слова буквами одного размера и формы и эти карточки 2-3 раза в течение дня показывать ребенку и называть слова, на них написанные. Очень скоро малыш сам начнет выстраивать логические связи между звучащим словом и его графическим изображением, и сам будет, по просьбе взрослого, отыскивать карточку с названным словом. Это удивительно — младенец, умеющий читать, но не умеющий при этом говорить! Но это реально. Со временем задачу следует усложнить, предлагая ребенку читать знакомые слова уже не только на карточках, но и написанными от руки на бумаге. Ребенку, умеющему визуально различать написанный текст, в дальнейшем будет гораздо легче освоить разбивку слов на слоги и буквы, как если бы приходилось целый дом разбирать по кирпичику. Ведь для того, чтобы, наоборот, этот дом-слово из кирпичиков-букв построить, потребуется гораздо больше умственных усилий, а ведь как раз так наших детей и начинают учить чтению в первом классе начальной школы! И начинается школьное обучение как раз в том возрасте, когда ребенок уже получил основные сведения о мире, в котором он живет, и когда у него уже началось затухание физиологической тяги к знаниям и постепенное замещение ее творчеством. Вместо творчества ребенку предлагают скучное заучивание непонятных, ничего для него не значащих букв и слогов. Ведь смысловой единицей любого языка является именно слово, а не буква или слог. Поэтому помощь ребенку в учебе можно начинать оказывать с ранних лет, например, стараясь читать слова и только потом раскладывать их на буквы.
Следующее правило: обучайте ребенка сразу понятным ему вещам, чтобы не вызвать у него скуку.
Культурные ценности – малышам
Дети дошкольного возраста хорошо запоминают музыку, если слышат ее достаточно часто. Даже если малыш не в состоянии повторить услышанную мелодию, он все равно безошибочно узнает знакомое произведение. Если при этом ребенку называть автора и исполнителя музыки, то он запомнит и их.
Можно знакомить ребенка и с произведениями изобразительного искусства, репродукциями известных картин, называя произведение, объясняя его сущность и указывая автора. Разумеется, не стоит надеяться, что ребенок запомнит все это с первого раза. Но постепенно, раз за разом у него сложится в сознании определенный образ, который он будет уверенно идентифицировать.
То же самое касается мультипликации и кинофильмов. Ребенок должен помнить не только яркие моменты фильма, но и знать его общую суть и название. Малыша нужно знакомить с произведениями архитектуры, инженерной мысли, научными достижениями — хотя бы в общих чертах. Разумеется, познакомившись с ними, малыш не поймет сразу всей значимости этих культурных ценностей человечества, осознание этого придет к нему гораздо позднее, но знания, заложенные в его сознание в детском возрасте, будут для него основой развития во всей его последующей жизни.
Правило познания культурных ценностей: как можно чаще знакомить ребенка с достижениями культуры и вместе с ребенком восхищаться ими.
Если опоздали к началу
Ну, а как же быть, если возраст вашего малыша исчисляется уже не месяцами, а первыми годами? Ничего страшного, учеба для детей важна в любом возрасте, хотя все-таки лучше это сделать как можно раньше. Но и здесь теоретическое обучение пойдет в интересном ключе, если сделать его увлекательной игрой. Любое знание, которое вы хотите поместить в кладовую разума вашего ребенка, следует окрасить в эмоционально позитивный цвет, а игра — лучший способ для этого.
Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод об огромном влиянии раннего обучения на всю последующую жизнь человека. Знания, полученные им в период активного познания мира и себя в нем, несомненно, будут более глубокими и весомыми, чем те, которые вбиваются в головы детей методом «зубрежки» в более старшем возрасте. А тот, кто владеет информацией, владеет миром!