Программа «Здоровье»: резервы есть всегда
- Возраст:
- 4 года - 6 лет
- Тематика:
- Спорт
Редкий ребенок, живущий в городе, не испытывает так называемый «двигательный дефицит». И восполнить недостаток движений можно, выбрав детский сад с хорошей программой физического развития. Обзор таких программ мы делаем регулярно, сегодня у нас в центре внимания программа «Здоровье» Веры Алямовской.
Обращать внимание на физическое развитие именно в детском саду важно еще и потому, что недостаток движения в этом возрасте имеет отсроченные последствия — нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития координации. Гипокинезия способствует заболеванию детей ожирением. Отсутствие чередования умственной нагрузки с физическими упражнениями приводит к тревожности и нервным стрессам.
Программа «Здоровье»
Программа «Здоровье», обеспечивая нужный уровень нагрузки, одновременно развивает и другие стороны личности ребенка. Всего в программе четыре направления.
- Физическое здоровье («Группа здоровья»).
- Психологическое благополучие («Комфорт»).
- Духовное здоровье («Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).
- Нравственное здоровье («Этикет», «Личность»).
Утренняя гимнастика — которая может быть и танцевально-ритмической, и на тренажерах, и на полосе препятствий, и виде подвижной игры, спортивной тренировки или оздоровительного бега.
Физкультурное занятие — сюжетно-игровое, танцевальное, на тренажерах или занятие серии «Забочусь о своем здоровье».
Гимнастика после сна — игровая, на тренажерах, в виде оздоровительного бега, лечебно- восстановительная, музыкально-ритмическая.
На каждый месяц есть 3-4 комплекса утренней гимнастики — для любых погодных условий, это позволяет обеспечить в любой ситуации обеспечить нужную физическую нагрузку. Плюс родители всегда могут познакомиться с планом лечебно-профилактических процедур на год и системой закаливания в своей возрастной группе.
В начале года всегда проводится диагностика физического развития, и для каждого ребенка составляется индивидуальная диагностическая карта.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней уделяется внимание организации групп реабилитации, физическому развитию и воспитанию часто болеющих детей.
Достоинства программы «Здоровье»
Система ориентирована на:- повышение резервов сердечнососудистой системы. Это происходит, потому что не менее 60% движений во время занятий являются циклическими;
- повышение резервов дыхательной системы за счет регулярных занятий на свежем воздухе;
- органическое сочетание физкультуры с закаливанием, что укрепляет иммунитет;
- регулярность физических нагрузок.
Все занятия подразумевают паузы между упражнениями для восстановления пульса.
Две трети движений носят циклический характер — проще говоря, это бег и ходьба, лыжи и катание на велосипеде — именно они лучше всего тренируют сердечнососудистую систему. Предпочтительнее всего такие движения, как ходьба и бег, так как для их организации особых условий не требуется.
При наличии в дошкольном учреждении бассейна, велотрека, лыжни его возможности в укреплении здоровья детей существенно обогащаются.
Закаливание превращается в органичную часть физкультуры — это может быть хождение по мокрым дорожкам или воздушна ванна, но в любом случае физкультурные занятия должны заканчиваться водными процедурами. Дети могут обтереться влажным полотенцем, обмыть под краном лицо, верхнюю часть груди, руки, принять душ. Не имеет значения, теплая будет вода или холодная, важно смыть испарину, которая при правильно подобранных нагрузках обязательно выступит на теле.
В содержание оздоровительного физкультурного занятия включаются специальные упражнения, обучающие детей правильно дышать: свободному дыханию (без фиксации вдоха и выдоха), регулированному (с фиксацией вдоха и выдоха), поверхностному (носиком, как собачки), грудному дыханию, дыханию животом, смешанному, задержке дыхания. Чтобы превратить упражнения в игру, пользуются шариками, пушинками и свистками.
В определенный момент занятия дети должны получить эмоциональную разрядку. Для этого нужно рассмешить их, поднять им настроение. Дети всегда ведут себя шумно во время подвижных игр, кричат, радуются свободе движений. Но при этом они эмоционально заряжаются, а значит, испытывают напряжение. Например, они волнуются, что их поймает «хитрая лиса».
Отличной эмоциональной разрядкой являются специальные оздоровительные игры.