Главная / Статьи / Развитие произвольной памяти

Развитие произвольной памяти

Возраст:
4 года - 14 лет
Тематика:
Воспитание
Изображение Развитие произвольной памяти  на Schoolofcare.ru!
Многие родители тревожатся, что их маленькие школьники плохо справляются с запоминанием правил, стихов и формул. Однако ребенку можно помочь и повысить его успеваемость, если направить усилия на развитие произвольной памяти.

Что такое произвольная память?

Как известно, хорошая память служит залогом успешного обучения и развития школьника, ведь именно эта функция ответственна за приобретение и «удержание» новых знаний. Специалисты выделяют множество видов памяти, но условно их можно разделить на две группы:

  • По характеру активности (слуховая, зрительная, словесно-логическая и т.д.);
  • По цели деятельности: непроизвольная и произвольная память. 
Конечно, для детей огромное значение имеют зрительные, слуховые и двигательные впечатления. Чем меньше возраст ребенка, тем большую роль в познании окружающего мира для него играют чувства. Это значит, что малыши дошкольного возраста в основном прибегают к непроизвольной памяти. Но примерно к 7 годам в игру «вступает» и произвольная память. 

В процессе взросления ребенка развиваются осознанные действия, направленные на то, чтобы лучше запоминать и точнее воспроизводить материал, удержанный в голове. 


По сути, произвольное запоминание — это процесс, требующий от нас всех силы воли. Человек (как ребенок, так и взрослый) ставит себе конкретную цель что-то запомнить, даже несмотря на неинтересный материал или его подачу, и прилагает для этого собственные усилия. Важно не просто запомнить, но и сохранить эту информацию в голове на долгое время, а при необходимости воспроизвести ее.

Уже из этого описания понятно, что развитие произвольной памяти имеет огромное значение при обучении ребенка в школе. Если знания малыша будут основываться только на том, что ему интересно, а остальная информация будет игнорироваться, его успеваемость не сможет быть хорошей. 

При этом развитие произвольной памяти необходимо не только для успешного освоения школьной программы. Ее систематическое задействование двигает вперед все умственное развитие ребенка, включая возможность мыслить логически и делать выводы — те навыки, которых ждут уже от старшеклассников.


Способы развития произвольной памяти

Сталкиваясь с большим количеством материала, дети часто пугаются и не понимают, «за что браться». Поэтому, чтобы ребенок мог запоминать большой пласт знаний, он должен научиться систематизировать их. Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить малышу, что любую информацию надо разбивать на блоки и находить между ними логические связи. 

Потренируйтесь с ребенком во время обычной проверки домашнего задания в выделении главной мысли и наиболее важных тезисов. Вдобавок к систематизации подключайте образную и зрительную память: кому-то нравится чертить схемы или рисовать пиктограммы, а кому-то просто подчеркивать значимые предложения в тексте — поищите с ребенком подходящий ему способ.

Никак не обойтись без всем известного приема повторения. Только к нему надо обращаться тоже осмысленно. Научите ребенка несколько раз повторять про себя правило или формулу, которая выделена в тексте. А по прочтению всего параграфа пересказывать его самому себе. Объясните малышу, что качественный пересказ поможет ему быстро закрепить материал и избавит от чтения по следующему кругу, а также сократит время выполнения домашнего задания. 

Самоконтроль вообще очень важен для произвольной памяти. Если вы сумеете развить у ребенка привычку проводить работу над ошибками, он будет дольше удерживать полученные знания в голове. Не зря есть поговорка, гласящая, что на ошибках учатся. В идеале, дети должны анализировать выполненные тесты и контрольные работы, чтобы запоминать, в чем они ошиблись. Если такая самопроверка проводится регулярно, ребенок вряд ли будет снова и снова спотыкаться на одних и те же вещах.


Самым надежным способом запоминания среди детей по-прежнему являются ассоциации. Учите ребенка проводить образные параллели с полученной информацией. Это особенно хорошо работает при необходимости запомнить правило. Вряд ли малыш сможет придумать ряд ассоциаций для всего параграфа из учебника, но он сможет визуализировать у себя в голове важный тезис. 

Впрочем, ассоциации вырабатываются самые разнообразные — это могут быть как рисунки, так и фразы. Яркий пример — стишок, который помогает детям запомнить названия падежей в русском языке: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.  

Также при изучении сложной темы не ленитесь объяснять ребенку, почему он должен запомнить эту информацию. Очень часто детям совершенно не ясно, к чему им знать все эти формулы и правила, то есть какое у них может быть применение в реальной жизни. Из-за этого цифры и буквы на бумаге так и остаются неосмысленными. Но вы можете найти интересное объяснение, тем самым мотивировав малыша к запоминанию и учебе в целом.
Изображение Тенотен детский на Schoolofcare.ru!

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Похожие статьи