Режим дня ребенка: принцип золотой середины
- Возраст:
- С рождения - 3 года
- Тематика:
- Сон
Как вы планируете день своего малыша? Живете строго по расписанию - сон, кормление, купание, игры и прогулки только в определенное время или «по запросу»: захотел ребенок – покушал, устал – уложили спать, не просыпается – значит, так надо? У сторонников каждой системы есть свои аргументы «за». Сравним и те, и другие, чтобы найти золотую середину.
Режимные особенности
Режим дня новорожденного ребенка особенный: он кушает через каждые 2-3,5 часа и большую часть времени сладко спит. Примерно с 4-6 недель у детей следует вырабатывать ритм бодрствования и сна, и тогда с третьего месяца режим наладится.
В первые годы жизни нервная система ребенка развивается очень быстро, соответственно, часто меняется и режим дня.
Полугодовалый малыш кушает 6 раз в сутки и спит 4 раза днем.
К первому дню рождения дневной сон сокращается до трех раз, количество кормлений – до 5, ночной сон увеличивается до 10 часов.
В возрасте полутора-двух лет ребенок переходит на один дневной сон.
Одно из главных достоинств режима – он облегчает жизнь семьи: все точно знают, что, когда и как нужно делать, а мама может распределить время так, чтобы уделить достаточно внимания и себе, и мужу, и малышу. Распорядок дня приучает к организованности, учит планировать свое время (да-да, и малыша тоже), «режимный ребенок» легче адаптируется к детскому садику. Изо дня в день повторяющиеся ритуалы уменьшают страх перед неизвестностью, ребенок меньше капризничает, приучается к определенным важным действиям (снимаем пижаму после сна, умываемся, завтракаем, чистим зубы, играем, гуляем, спим) и лучше спит, чаще всего, без укачивания.
Однако часто при малейшем отклонении от жесткого режима (поездки, разница во времени, внештатные ситуации) ребенок, привыкший к расписанию, может отказаться от еды, плохо спать, даже приболеть. С такой реакцией можно столкнуться и в том случае, когда внутренние «часы» ребенка не совпадают с тем режимом, который ему предлагают (в том числе в детском саду).
Когда малыш главный
Подстраиваясь под собственный режим малыша, соответствующий его биоритмам, мы обеспечиваем ему физический и душевный комфорт. Сторонники такого подхода предлагают полностью следовать пожеланиям ребенка: когда проснулся – тогда и встал, захотел кушать – покормили, не захотел – не покормили. Кстати, нередко малыш и сам приходит к определенному режиму дня, начиная спать и кушать примерно в одно и то же время. Правда, не всегда его «график» устраивает родителей. Ребенку, живущему в свободном режиме, труднее адаптироваться в детском саду, и физиологически, и психологически. Потом эти проблемы могу превратиться и в болезни, и в трудности с общением. А иногда случается и так, что ребенок путает день с ночью, капризничает, выражая свое несогласие перевести его на другой режим. Что же делать?
Золотая середина и «тренировочные сдвиги»
Учитывайте особенности ребенка: его характер и темперамент, возраст, особенности кормления (грудное или искусственное), состояние здоровья и даже время года (летом всем легче просыпаться по утрам) и следить за детской реакцией на изменения. При грудном вскармливании следует ориентироваться на средний промежуток в два часа между кормлениями, при искусственном – три часа, не забывая следить за малышом и его «голодными» сигналами.
Помогайте правильно уставать днем (игры с беготней и весельем на прогулке) и расслабляться перед сном (спокойные игры, купание, чтение) – и вот малыш уже сам топает в кроватку и легче засыпает.
Избегайте по возможности «тепличных», идеальных условий – иногда малышу необходима смена ритма, внеплановые поездки, впечатления. Так закаляется организм, а ребенок привыкает спокойно реагировать на возможные трудности и перемены в жизни.
Ищите собственный вариант режима, подходящий, возможно, только вашей семье и помните о том, что любое мнение носит лишь рекомендательный характер, здесь нет строгих норм и единых стандартов - никто не знает малыша лучше его заботливых родителей!!! Прислушайтесь к нему, он сам вам подскажет, какой режим ему нужен.