Что такое адекватная самооценка?
- Возраст:
- 11 лет - 16 лет
- Тематика:
- Воспитание
Самооценка человека – это его способность верить в свои силы. Она может быть заниженной или завышенной. Но правильно - придерживаться золотой середины. Именно адекватная самооценка поможет быть объективным по отношению к себе, узнать свои сильные и слабые места. Причем последние не должны расстраивать, они могут определять вектор дальнейшего развития.
Формирование адекватной самооценки у ребенка – это одна из основных задач для родителей. Такой навык поможет ему легко развиваться, быть мобильным.
Важно уметь разделять ребенка и его поступки. То, что он совершил что-то плохое, не значит, что плохой и сам ребенок. Ваш малыш должен мыслить примерно так: «Я хороший и мне по силу исправить собственные ошибки». Такая позиция станет дополнительным стимулом на пути к совершенствованию себя.
Формирование адекватной самооценки младших школьников стоит начинать с решения их проблем.
- Важная составляющая каждой личности – внешность. Ребенок часто может комплексовать по поводу конопушек, кривого носа, не кудрявых или кудрявых волос и т.п. Переубедить его в том, что он красив, сложно. У ребенка всегда найдутся контраргументы, или начнутся капризы. Важно сказать, что он для своих родителей самый лучший, что они в него верят и знают, что он добьется успеха. Такая родительская позиция вызовет и у малыша, и у подростка веру в себя и желания чего-то добиваться.
Для девочек особо важна их внешность. Родители могут провести для дочки фотосъемку. Это хороший способ объяснить любому ребенку, что он красив по-своему. Глядя на фотографии можно подчеркнуть, что девочка умеет хорошо позировать, что у нее красивые большие глаза и т.п.
- Вспомните вместе с ребенком радостные моменты, когда он был счастлив и не задумывался о своей внешности. Это даст положительный эффект.
- Существует мнение среди психологов, что школьные классы нужно формировать, исходя из способностей и степени развитости каждого ребенка, а не по возрастному критерию. Для развития способностей ребенок должен заниматься еще чем-то помимо школьной программы. Отдайте его в интеллектуальные кружки, в музыкальную школу или кружок моделиста-конструктора – в зависимости от увлечений. Это создаст ребенку полноценный круг общения по интересам и, конечно же, будет развивать его дополнительно.
- Высокая адекватная самооценка научит ребенка отстаивать свое мнение. Он будет уметь аргументировать свое мнение и при этом сохранять спокойствие. Адекватная самооценка младшего школьника будет способствовать его успехам в учебе.
- Научитесь убеждать малыша в том, что у него есть свои достоинства. С помощью этого и будет закладываться адекватная самооценка личности.
Хорошим тренингом в этом случае будет запись достоинств и недостатков на бумаге. В один столбик записываете все хорошее, а в другой – неудачи. Каждую неделю можно добавлять новые достижения ребенка. Это станет наглядным примером его способности к самосовершенствованию. Ребенок научится анализировать свои поступки. Такие тренинги можно проводить с раннего детства. Таким образом будет формироваться адекватная самооценка дошкольников.
Основным ключом к правильному развитию самооценки всегда остается родительское уважение, умение видеть не ребенка, а формирующегося человека.
Основные правила поведения для родителей:
- Запомните, ваш ребенок индивидуален, и не стоит его сравнивать с другими.
- Оценивайте его объективно, не умаляя его достоинств, ну и не перехваливая.
- Помните, что ваш ребенок, прежде всего, человек. Не относитесь к нему иронично, «свысока».
- Главные критерии в формировании самооценки – честность, доброта, справедливость. Эти правила распространяются как на ребенка, так и на родителей. Умейте признать, если были не правы.
- Анализируйте поступки ребенка отдельно от его личности.
- Будьте гибкими в воспитании. Не стоит устанавливать жестких правил, смотрите по ситуации.
- За ребенком всегда должно оставаться право выбора.