Как рассказать ребенку о смерти
- Возраст:
- 4 года - 6 лет
- Тематика:
- Воспитание
Детство – счастливый возраст, когда жизнь кажется бесконечной. Но кино с вампирами на кладбище или похороны горячо любимой бабушки рано или поздно приводят к вопросам о том, что такое смерть. И как вам быть готовыми к этим детским-недетским вопросам?
К сказочной старухе с косой едва начавшая ходить малышня относится соответствующе – как к персонажу, такому же, как Дед Мороз или зайчик. Первое знание о том, что живые существа умирают появляется у ребенка обычно в 3-4 года, а первая озадаченность и озабоченность возникает лет в 5-6.
И обычно родители реагируют так: либо пугаются и начинают рассказывать совсем сказочные истории, либо уводят от темы, переключая внимание ребенка. Спок советовал просто нарисовать всю семью – как все вместе старятся и улетают на небо, причем, не делая акцент на возрасте, ну как-то так получилось: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
Но это не отвечает на глубинный запрос ребенка. Он может быть задан в разной форме: Почему люди умирают? Что будет после смерти? Когда ты умрешь, что с тобой будет? А я тоже умру?
Иногда на такие вопросы вообще не обязательно отвечать рассказом. Родительское: «Ты знаешь, малыш, я и сама еще не знаю ответа, я сама ищу его» будет высшей мудростью, так у ребенка появится стимул узнавать самому, а значит, развиваться. Расскажите, что мы все пришли откуда-то и уйдем куда-то, но откуда и куда – никто точно не знает. Пусть ребенок знает о тайне.
Иногда можно ответить не разговором, а действием. В Новосибирске уже несколько лет существует музей погребальной культуры – траурные платья и катафалки рассказывают не только о том, как человек уходит из жизни, но и о том, как сохранить память о человеке. Это тоже тема, важная для ребенка. Часто страх смерти – это страх, что от тебя ничего не останется. И вопросы о смерти требуют не биологических подробностей, а создания чувства защищенности.
Рассказывая о смерти, откажитесь от сравнения «вечный сон», ребенок может связать смерть с обычным сном, и вы получите большие трудности с засыпанием. Точно так же не стоит говорить, что люди «уходят из жизни». Ребенок – существо конкретное, и для него «уйти из жизни» и «уйти из комнаты» звучат одинаково. И тогда ваш реальный выход в соседнюю комнату, на кухню или в ванную детская фантазия может превратить в безвозвратную потерю. Лучше не объяснять смерть болезнью. «Он был старенький, болел и умер» звучит понятно для вас, а ребенок будет пугаться даже насморка: «Мама простудилась, значит, она скоро умрет».
Будьте счастливы, если ребенок спрашивает вас об этом – очень немногие дети делятся такими страхами с родителями, хотя в глубине души мучаются ужасно. Девочка может «похоронить» куклу в песочнице, мальчик – закопать жука, но ни сказать родителям ни слова.
Дети боятся не только смерти, но и неизвестности. Если вы будете молчать, то добьетесь только того, что бурная детская фантазия создаст собственных монстров - дочь наших друзей в этом возрасте придумала невидимых скелетов и еще долго страдала от невроза.
Помочь справиться со страхом может старое, проверенное средство – совместное чтение. «Моя сестренка – ангел» Ульфа Старка, «Братья Львиное сердце» Астрид Линдгрен, «Король Матиуш» Януша Корчака – все говорят о смерти и смысле жизни, но с разных точек зрения.
Пестики и тычинки – это возможность рассказать не только о продолжении жизни, но и о ее завершении. Тем более, что в 5-6 лет ребенок уже знает, что цветы вянут, осенью травка исчезает и падают листья. Поэтому достаточно на осенних прогулках связать листопад с другим контекстом.
Разговаривайте и обсуждайте, но каждый разговор заканчивайте утверждением: «Мы будем жить долго и счастливо»!