Главная / / Я-концепция подростка

Я-концепция подростка

Возраст:
11 лет - 16 лет
Тематика:
Подростки
Насколько подросток будет легко в учебе, насколько склонен он будет к здоровому образу жизни, насколько адекватно он сможет выстраивать отношения с окружающими во многом зависит от того, какая у него я-концепция. Что это такое? И как она влияет на представления о себе и отношения?

Изображение Я-концепция подростка на Schoolofcare.ru!

Я-концепция — это то, что мы сами знаем о себе. 

Этот образ представления о себе формируется многочисленными способами, в том числе, под влиянием общения с людьми, которых подросток считает авторитетными. 

Я-концепция — это восприятие собственной уникальности и своих способностей, это умственная картина самого себя. Например, Я-концепция может включать в себя такие убеждения, как «Я спокойный», «Я красивая» или «Я отличник». В раннем детстве в я-концепцию включаются физические характеристики, специфические навыки, то, чем обладают, предпочтения, к примеру, «У меня рыжие волосы». «Я люблю мороженое». В среднем детстве — поведенческие особенности, чувства, принадлежность к группе, к примеру, «Я хорошо отношусь к людям». «Я футболист». В подростковом возрасте значимыми становятся ценности высшего порядка и личностные особенности, к примеру, «Я интересуюсь общественной жизнью» или «Я хочу нравиться, но боюсь быть отвергнутым».

У ребенка «я концепция» очень общая и изменчивая. С возрастом она становится более организованной, детализированной и специфичной.

Согласно теории идентичности, я-концепция включает в себя две части — идентичность личности и общества. Первая состоит из черт характера, внешности и убеждений, которые делают личность уникальной. Вторая включает в себя группы, с которыми человек себя идентифицирует — или в случае с подростком — хочет идентифицировать. К примеру, девочка-участница олимпиад мечтает сыграть в рок-группе.

Насколько я-концепция адекватна реальности, определяется понятиями соответствие и несоответствие

Американский психолог Брюс А. Бракен выделил 6 областей, связанных с я-концепцией:

  • Социальная — способность взаимодействовать с другими.
  • Компетентная — способность выявлять базовые потребности.
  • Аффективная — осознавание эмоциональных состояний.
  • Психическая — чувства по поводу внешнего вида, здоровья, психического состояния.
  • Академическая — успехи и неудачи в школе.
  • Семейная — функция в семье. 
Представитель гуманистического направления в психологии Карл Роджерс полагает, что существуют 3 части я-концепции

Образ самого себя

Далеко не всегда он соответствует действительности. Одни подростки считают, что они лучше, чем есть на самом деле. Другие, наоборот, преувеличивают свои слабые стороны. Например, мальчик-подросток может думать о том, что он неуклюжий, даже если он нравится девочкам. Или девочка-подросток думает, что у нее лишний вес, хотя она худенькая. Каждый индивидуальный «я-образ» — это сочетание разных аспектов, включая ваши психологические характеристики, личностные черты и социальные роли.

Самооценка

Самооценка — это то, насколько вы себя считаете ценным. Она зависит и от того, как подросток сравнивает себя с другими, и от того, как другие отзываются о нем. 

Если говорят хорошо, самооценка повышается. Если сравнивая, подросток находит недостатки, самооценка понижается. 

Идеальный Я

Идеальный Я — каким человек себя хочет видеть. То, как мы видим самих себя, и то, какими хотим видеть, часто не совпадает. Но как раз в этом и есть потенциал для развития.

Соответствие и несоответствие
Согласно Карлу Роджерсу, степень того, насколько я-концепция адекватна реальности, определяется понятиями соответствие и несоответствие. Хотя мы все склонны искажать реальность в той или иной степени, соответствие все же встречается. Несоответствие — это когда я-концепция с реальностью не сходится.

Роджерс говорит о том, что несоответствие уходит корнями в детство. К примеру, родители могут выражать любовь только тогда, когда дети того «заслуживают» через определенное поведение, которое соответствует родительским ожиданиям. Такая любовь с «условиями» приводит к тому, что дети начинают считать себя недостойными родительской любви.

Безусловная любовь, с другой стороны, способствует «соответствию». Дети, которые переживали такую любовь, не нуждаются в постоянном искажении их воспоминаний, чтобы поверить, в то, что другие люди полюбят и примут их, такими, какие они есть.
Изображение Тенотен детский на Schoolofcare.ru!

Тенотен Детский разработан с учетом особенностей психики ребенка.

Это специальное детское успокоительное средство, которое работает в трех направлениях:

  • нормализует эмоциональное состояние ребенка,
  • избавляет от повышенной возбудимости
  • помогает в процессе адаптации в детском коллективе.

Похожие статьи

Задайте вопрос врачу

Адресовать свой вопрос педиатру
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь, авторизуйтесь или войдите через социальную сеть
Спасибо, ваше сообщение отправлено эксперту.
Посмотреть список ваших вопросов эксперту можно в личном кабинете.

Комментарии